Блокадный трамвай
30 Апреля 2018
Сегодня мы воспринимаем трамвай как нечто обыденное, заурядное, часть повседневной жизни. Иные и вовсе назовут его «вчерашним днём», намекая на стремительное сокращение трамвайной сети в крупных городах. Но было время, когда пуску трамвая люди радовались искренне, встречали его со слезами на глазах. Об этом помнят жители Северной столицы, где трамвай всегда являлся особой частью истории и культуры. Важнейшей датой в этом отношении стало 15 апреля 1942 года.
Предшественница трамвая, конно-железная дорога, появилась в Санкт-Петербурге ещё в 1863 году, раньше других городов страны. А вот электрический трамвай, наоборот, начал своё шествие по России вовсе не в столице: впервые его опробовали в 1894 году в Киеве, через два года он пришёл в Нижний Новгород, затем в Москву в 1899 году. В имперской столице первый опыт использования электрического трамвая был произведён в 1894 году, но тогда линию запустили прямо по льду Невы и с наступлением тепла разобрали — так её собирали и разбирали каждый год в течение 16 лет (интересно, что за это время ни один вагон под лёд не провалился). Окончательной датой рождения петербургского трамвая считается 1907 год, когда заработал первый маршрут — от Главного штаба на Дворцовой площади до 8-й линии Васильевского острова. Всего за несколько лет, до начала Первой мировой войны, столица получила развитую трамвайную сеть, охватывавшую все основные улицы города.
При этом 8 декабря 1941 года случилось страшное: электричество внезапно выключилось, и трамваи намертво встали. 52 вагона так и остались стоять посреди улиц, где их застало отключение энергии, и простояли всю зиму. Для горожан это явилось настоящей катастрофой, ведь многие из них работали далеко от дома, и теперь им приходилось по несколько часов в день идти пешком туда и обратно. Страшно представить, скольким из ленинградцев такие пешие походы стоили жизни, сколько людей замёрзло в пути, сколько умерло от остановки сердца…
Городские власти отчётливо понимали, что без трамвая город обречён, поэтому бросили все возможные силы на то, чтобы восстановить электроснабжение и снова пустить вагоны по Ленинграду. Эти усилия дали результат: 8 марта 1942 года по городу стали ходить первые грузовые трамваи, помогавшие очищать улицы от мусора, нечистот и снега, чтобы не началась эпидемия. Однако настоящим праздником стало 15 апреля, когда по Ленинграду двинулся первый возрождённый пассажирский трамвай. Поэт Николай Тихонов вспоминал: «По расчищенному Невскому проспекту пошел первый вагон трамвая. Люди бросили работы, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон, и плакала, и не скрывала этих слез».
Начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Сорока в своей книге «Фронтовой трамвай» так описывал 15 апреля в Ленинграде: «Гляжу, а от Главного штаба выезжает на Невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили! Не передать чувства ленинградцев, услышавших этот звон! Люди стояли вдоль трамвайной линии, плакали и смеялись; незнакомые прежде, они поздравляли друг друга и обнимали как самых близких и родных. И эта общая радость, эти улыбки и тысячи счастливых глаз для нас дороже любых, самых высоких наград». Есть и воспоминания других ленинградцев об этом событии, но все их объединяет чувство искренней радости, веры в победу над врагом и освобождение города.
Электрический ток для трамвайного движения в 1942 году дали три подстанции, при этом одна из них, стоящая на набережной Фонтанки неподалёку от Михайловского замка, стала особенной для ветеранов войны и блокадников, превратилась в символ подвига трамвайщиков тех лет. В городе её называли не иначе, как «Блокадная подстанция», на её стене появилась соответствующая мемориальная доска. Подстанция продолжала обслуживать трамвай Северной столицы до 2014 года, после чего её отключили. В это время над ней нависла угроза утраты: под видом реконструкции здания было предложено превратить его в отель. К счастью, ветераны войны и неравнодушные горожане, вовремя узнавшие об этих планах, выступили категорически против и выдвинули встречное предложение — превратить Блокадную подстанцию в мемориал памяти. В результате проект нового строительства на месте блокадной подстанции был отменён Правительством Санкт-Петербурга. Каждый год 15 апреля сюда вновь приходят блокадники и все, кто хранит память о произошедшем в 1942 году.
Трамвайный маршрут до Стрельны сохранился до наших дней, хотя и претерпел небольшие изменения по сравнению с 1940-ми годами. Жители Северной столицы считают трамвай № 36 одной из городских достопримечательностей и рекомендуют туристам, отправляющимся в Петербург за живописными видами, хотя бы раз прокатиться от центра города до Стрельны.
Никита Брусиловский