Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Добряк Кваренги

19 Февраля 2023

Колонны, колонны, колонны... Маэстро просто помешан на колоннах! От толщины колонн рассчитывается весь объём здания!

Ровно двести лет назад, 18 февраля (стиль старый) 1817 года, в вечность отошёл 72-летний Джакомо Кваренги, гений и труженик, для этой самой вечности оставивший восхитительные плоды своего труда. Сложнее поэту, писателю, пожалуй, и композитору — читать и вслушиваться, понимая,  дано не каждому. А здесь достаточно беглого взгляда, чтобы даже у самого тёмного человека из груди вырвалось: «Боже, какая красота!». Достаточно лишь начать перечислять то, что подарил нам, россиянам, гений Кваренги: восхитительный Александровский дворец в Царском Селе, Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт (его гордость), резиденции высшей русской аристократии: Александра Безбородко, Петра Завадовского, Николая Салтыкова, Николая Шереметева...

Родители нашего героя, дворянское семейство из Бергамо, хотели видеть отпрыска процветающим адвокатом. Но совершенно феноменальное чувство прекрасного привело Джакомо к архитектуре. Его идеалом была античность, а образцом он считал творения венецианца Андреа Палладио (1508–1580) — холодновато-сдержанные, строго симметричные, исключительно эффектные внешне. И колонны, колонны, колонны...

В Петербург Кваренги прибыл 35 лет от роду, уже вполне состоявшимся профессионалом. Екатерине Великой итальянца рекомендовал её верный друг барон Фридрих Гримм. Россия утверждалась в своём державном величии. Кваренги даже жаловался в одном из частных писем: «У меня так много работы, что я едва нахожу время есть и спать». На родине, в Италии, он теперь бывал лишь редкими наездами. Когда накануне войны 1812 года Наполеон приказал всем итальянцам вернуться в Европу, наш герой однозначно выбрал служение России. И был на родине приговорён к конфискации имущества и смертной казни!

В России Кваренги успел послужить трём государям, получить академические звания, ордена, потомственное дворянство. Поражает забавное несоответствие внешнего облика архитектора и того, что ему Богом было дано создать. Его творения великолепны. А сам маэстро был мал ростом, безобразно толст, да ещё и с огромным карикатурным носом, который злые языки сравнивали с «синеватой луковицей».

Он был чадолюбив (достаточно сказать, что первая жена Кваренги скончалась четырнадцатыми родами)  и очень добр. «У меня есть один недостаток, который вредит только мне, — признавался архитектор, — я не способен обидеть даже мухи».

Его последним творением явилась деревянная Триумфальная Нарвская арка — в честь победоносного российского воинства, возвратившегося в 1814 году из Заграничного похода. Могила Кваренги на Волковом кладбище в Петербурге затерялась, но к 150-летию со дня кончины гения как-то оперативно нашлась, и в 1967 году прах Джакомо Кваренги обрёл вечный покой в Лазаревском некрополе Александро-Невской лавры.

 


 

Игорь АЗАРОВ

Игорь Азаров