Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Уходящая сказка

10 Августа 2018

Деревянные храмы Русского Севера хорошо известны во всём мире. Их поэтично называют «деревянной сказкой». Однако эта сказка постепенно покидает нас. Уникальные храмы ветшают, разрушаются, а то и вовсе погибают в огне от обычного небрежения. Сегодня именно так погибла одна из жемчужин деревянного зодчества — церковь Успения в Кондопоге.

Деревянная архитектура была наиболее распространённой в России: из дерева строились храмы, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки, крепости. Строители считали дерево наиболее доступным, экономичным и удобным материалом, деревянные здания возводились быстрее каменных, могли строиться и летом, и в холодное время года, были суше и теплее. Однако есть и оборотная сторона медали: дерево — материал недолговечный и довольно хрупкий, подверженный гниению при влажности и легко сгорающий при пожаре. Поэтому памятников деревянного зодчества сохранилось не так много. Самое древнее, что можно увидеть, относится к XV–XVI векам, хотя, согласно источникам, строили из дерева ещё до Крещения Руси.

В то же время мастера деревянного зодчества гораздо консервативнее, чем их коллеги, возводящие здания из камня. Основные черты деревянной архитектуры не менялись на протяжении многих веков и передавались из поколения в поколение. Поэтому можно предположить, что здания XVI века вобрали в себя черты более ранних построек. При этом ни о какой «однотипности», или «шаблонности», речи вовсе не идёт. Напротив, деревянные церкви могли иметь разнообразные формы: специалисты выделяют клетские, шатровые, кубоватые, ярусные и многоглавые храмы.

Первые деревни на месте Кондопоги упоминаются в 1496 году, а в 1563 году, в эпоху Ивана IV Грозного, источники впервые сообщают об Успенской церкви. В конце Ливонской войны, в 1582–1583 годах, её сожгли шведы, но уже через два года на том же месте был построен новый храм. В Смутное время нач. XVII века исчез и он, однако в 1616–1619 годах на его месте опять выросла церковь. Наконец, в 1774 году построили четвёртый по счёту храм. Казалось бы, жизнь в России к этому времени кардинально переменилась, в «век Екатерины» храмы строили в основном в камне. Но кондопожские мастера остались верны традиции: Успенская церковь снова строится деревянной, с высоким шатровым завершением, как и прежде. Её основной объём состоял из двух восьмериков с повалом, поставленных на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Это одно из самых высоких строений Русского Севера — 42 м!

Великолепным было и внутреннее убранство церкви: четырёхъярусный иконостас в стиле барокко и круглый расписной потолок, который в деревянных храмах часто называют «небо». Он и вправду должен был напоминать небо, так как в центре располагался медальон с образом «Христос Великий Архиерей», а вокруг него — шестнадцать граней с изображениями херувимов, серафимов и ангелов в дьяконском облачении с литургическими атрибутами в руках. Они движутся по кругу с запада на восток. Эту уникальную композицию в Успенской церкви также называли «Божественная литургия».

ХХ век, не слишком милосердный к храмам и монастырям в России, словно пожалел Успенскую церковь в Кондопоге. В августе 1926 года её осмотрела Онежская экспедиция под руководством знаменитого искусствоведа Игоря Грабаря. Вместе с ним в Кондопоге были Пётр Барановский, Григорий Чириков, Николай Померанцев и другие реставраторы, известные своей работой на многих памятниках архитектуры России. Исторический облик церкви был сохранён, здание несколько раз реставрировалось: в 1927 году, в 1950-х годах и в 1999 году. Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР церковь поставили на государственную охрану. Службы после 1930 года здесь не проводились, при этом интерьеры бережно сохранялись сотрудниками Кондопожского городского краеведческого музея. С нач. 2000-х годов в Успенской церкви стали проводиться богослужения, но нерегулярно, только по крупным праздникам в летнее время. В последние годы жители Кондопоги сетовали, что церкви требуется срочная реставрация, иначе она может завалиться — некоторые венцы подгнили. Похоже, никто и не думал, что катастрофа может подкрасться совсем с другой стороны…

10 августа 2018 года церковь Успения в Кондопоге сгорела практически дотла. Ещё не ясно, что стало причиной. По одной из версий, это обыкновенная человеческая беспечность, неосторожное обращение с огнём (перед пожаром церковь посещала группа туристов). Сообщается также, что церковь можно воссоздать, так как были сделаны её подробные обмеры. Слабое утешение! Одно дело — реставрировать подлинное здание, исправляя ветхости и поломки, и совсем другое — воссоздавать его «с нуля». Не говоря уже о том, что повторить уникальные росписи, бывшие в интерьере храма, попросту невозможно. Наконец, огонь уничтожил все иконы храма. Можно поставить новую церковь, в точности повторяющую сгоревшую, тем более что так не раз делали. Однако она уже не будет памятником истории — лишь памятником утраченному…

Но слезами горю не поможешь. Теперь можно сделать только одно — научиться ценить эту уходящую сказку, сделать всё возможное, чтобы деревянные храмы не исчезли безвозвратно.

Никита Брусиловский