Русский музей. Начальная пора
25 Апреля 2025
130 лет назад император Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“». «Я часто и серьезно думаю о необходимости создания в Петербурге Музея русского искусства. Москва имеет, положим, частную, но прекрасную галерею Третьякова, которую, я слышал, он завещает городу. А у нас ничего нет», - сетовал Александр III. Безусловно, его вдохновляли идеи московского музея, созданного Павлом Третьяковым.
Сын в этом начинании почтил отца с его вкусами, с его глубоким увлечением живописью. Резиденцией музея стал Михайловский дворец, который император заранее выкупил у наследников великих князей Михаила Павловича и Елены Павловны за 4 тыс. рублей. Здание находилось в плачевном состоянии – и для музей не годилось. Архитектор Василий Свиньин основательно перестроил его интерьеры. Он расширил окна, установил на крышах световые фонари, переделал покои под просторные залы. Получилось 37 помещений, где разместились первые экспонаты: 400 картин из Академии художеств, Эрмитажа, Зимнего дворца и частных коллекций. Крупное собрание русской портретистики князя Алексея Лобанова-Ростовского Николаем II выкупил у наследников.
Михайловский дворец
В самом названии музея нетрудно увидеть концепцию: много лет русское искусство считалось «ученическим». Музей настаивал на его самобытности и богатстве. И это вписывалось в идеологию, начало которой положил Александр III и, конечно, мыслители-почвенники, которым он симпатизировал.
В мае того же года появилось «Положение о музее». В нём было сказано, что прежде чем произведение художника попадает в экспозицию Русского музея, оно должно минимум 5 лет выставляться в музее императорской Академии художеств. Идея музея воодушевила русских художников. Они понимали: это их дом. И помогали Русскому музею, чем могли. В Положении речь шла и о человеке, чье имя носило музей: «Музей основан в память незабвенного покровителя русского искусства, императора Александра III, имея целью соединить все, относящееся к его личности и истории его царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».
Великий князь Георгий Михайлович
Управляющим назначили великого князя Георгия Михайловича, а торжественного открытия пришлось ждать еще три года – до 19 марта 1898 года. Кстати, устав гласил, что музейным управляющим может быть только «член Императорского дома». Основой собрания стали произведения отечественного искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа (многие из них приобретал лично Александр III) и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.
Музей в 1898 году
В бывшей Белой гостиной разместили экспонаты памяти императора Александра III. На стенах, обтянутых зеленым бархатом, были развешаны 70 серебряных блюд, на которых в разные годы приносили хлеб-соль императору и императрице, там же поместили скульптуры царственной четы работы Марка Антокольского. В соседнем зале были представлены портреты императора Александра III и императрицы Марии Федоровны кисти Ивана Крамского и другие картины, связанные с жизнью императора.
Марк Антокольский. Александр III
Музей состоял из трех отделов: художественного, этнографического и историко-бытового. Главным образом, это было замечательное собрание лучших образцов русской светской живописи за два века. Первые посетители надолго задерживались возле картин Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ильи Репина, Виктора Васнецова. Из любимых картин Александра III перед зрителями предстали «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» Генриха Семирадского, «Грешница» Поленова, «Покорение Сибири Ермаком» Василия Сурикова, «Русалка» и «Поцелуйный обряд» Константина Маковского.
Генрих Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине
Все это производило сильное впечатление. Но профессионалы и знатоки видели: экспозиция еще не сложилась, она выглядит пестрой, непродуманной. «Всё это составляло очень внушительное целое, и наши патриоты уже считали, что преимущество русской школы живописи здесь безусловно доказано. На самом же деле многие из этих картин вредили друг дружке, и всё вместе производило впечатление чего-то пестрого и не очень утешительного», - вспоминал Александр Бенуа. В будущем недоработки удалось устранить.
В 1914 году рядом с основным зданием музея - Михайловским дворцом - по проекту архитекторов Леонтия Бенуа и Сергея Овсянникова началось строительство нового выставочного павильона – «корпуса Бенуа». Приобретались новые картины – работы лучших художников того времени. история музея, ставшего одним из символов русского искусства, продолжалась.
Елена Грачёва