Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Стальной маршал

23 Апреля 2025

Павел Рыбалко - один из тех командармов, без которых невозможно представить историю Второй Мировой войны. 

Рыбалко.jpg

Семья рабочего Романовского сахарного завода Семена Рыбалко жила в селе Малый Истороп, что в 30 верстах от уездного города Лебедина Харьковской губернии. Шестеро братьев и сестра воспитывались в духе того времени. Подростками нанимались на работу – пастухами. А Павел считался уличным заводилой. Может быть, поэтому отец его – единственного – отправил учиться в церковно-приходскую школу. Учился хорошо. Сельский священник помог ему устроиться в контору переписчиком.

Осенью 1914 года Павла Рыбалко мобилизовали. Он почти сразу оказался в Галиции, участвовал во взятии Перемышля. В 1916 году, после Брусиловского прорыва, получил ранение. Служить он не мог, стал ремонтным рабочим. В ноябре 1917 года вступил в Красную гвардию. Партизанил. Воевал против войск гетмана Павла Скоропадского, против петлюровцев. Побывал в немецком плену, потом, вернувшись в родной город, вступил в партию, а в разгар Гражданской войны стал Первого Лебединского пролетарского полка. Некоторое время служил в ЧК, снова был ранен, потом воевал с врангелевцами.

Когда война утихомирилась, поступил на Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военной академии РККА. На стажировку его послали на Дальний Восток, в кавалерийскую часть. Снова учился. Дважды был военным советником в Китае, у гоминьдановцев, тогда еще – союзников Москвы. В трудное время стал военным атташе в Польше. Рыбалко вспоминал: «Я приехал в Варшаву уже после заключения соглашения между Германией и Польшей, являвшегося одним из этапов в подготовке фашистской агрессии против СССР. Один непродуманный шаг мог нанести непоправимый ущерб интересам нашего государства...»

За полгода до начала Великой Отечественной он вернулся из очередной командировки в Китай. Находился «в распоряжении Разведывательного управления Генерального Штаба». С сентября 1941-го полгода преподавал, был начальником кафедры тактики Высшей специальной школы Генерального Штаба Красной Армии. Конечно, рвался на фронт. Помог ему старый товарищ – генерал Андрей Еременко. Рыбалко писал ему: «Прошу, помоги мне, пожалуйста, выбраться из глубокого тыла. Я пойду на любую работу, пойду командиром дивизии, заместителем командира кавкорпуса (есть теперь такие). Стыдно сидеть, хочу воевать». Обратим внимание: он стремился в кавалерию, которую знал досконально. И официальных рапортов с просьбами послать его на передовую было немало. Словом, в мае 1942 года его назначили заместителем командующего 3-й танковой армии по пехотным войскам, которую он вскоре возглавил, а потом, когда в Красной армии формировались однородные танковые армии, он возглавил 3-ю гвардейскую.

В 1942 году погиб его единственный сын Вилен. Сгорел в танке, долго считался пропавшим без вести. А Павел Рыбалко стал «танковым генералом». Самое удивительное, что до войны, несмотря на богатый и разнообразный фронтовой опыт, он никогда не имел дел с бронетанковыми войсками. Первые месяцы на фронте стали для него и временем ускоренной учебы. В таких условиях настоящие танковые командиры воспитываются нечасто. Рыбалко стал исключением из правил. Ему было под 50. Здоровье после ранений давало сбои, но у Рыбалко было главное качество – он умел учиться. Биографы называют и другие его черты – решительность, смекалку, человеческий и командирский опыт. Но умение учиться в Великую Отечественную, пожалуй, стало главным. Потом танки Рыбалко выстоят под Курском, первыми ворвутся в Киев, доберутся до Берлина и Праги. О находчивости Рыбалко ходили легенды: ершистый генерал к концу войны стал едва ли не лучшим танковым командармом. Две звезды Героя Советского Союза и звания маршала бронетанковых войск, которое он получил через месяц после войны, тому порукой. После этого «стальной маршал» не прожил и трех лет: он из тех, кто всё отдал в Великую Отечественную.

рыбалко2.jpg

Для современных киевских властей маршал Рыбалко враг. Скромный киевский памятник герою демонтировали, улицы его имени переименовали – в честь Петлюры и ему подобных. Но маршала не забудет Россия. Да и настоящая Украина. 

Александр Орлов