Фарфоровая агитация
24 Июля 2024
В рамках празднования 100-летнего юбилея Музея современной истории России в его главном здании на Тверской в эти дни проходит выставка «Фарфор и время», на которой представлены уникальные изделия из фарфора: посуда, скульптура, шахматы, предметы декора и арт-объекты.
Это совместный выставочный проект Музея с Императорским фарфоровым заводом, которому в этом году исполняется 280 лет. В экспозицию вошло около 260 произведений, созданных в XX — начале XXI века, в том числе работы знаменитых авангардистов Казимира Малевича, Николая Суетина, Сергея Чехонина.
Ведущее место на выставке занимает агитационный и супрематический фарфор, аналогов которого нет ни в одной стране мира. Его появление можно назвать отправной точкой в развитии советского фарфора. Революция повлекла за собой перемены во всех сферах жизни общества, в том числе в искусстве, которое отвечало на призыв времени: полностью разрушить старое, чтобы на его месте построить новое.
Советская власть доносила свои идеи до людей всеми возможными способами. Перед молодым государством стояла задача изменить сознание граждан, заставить их поверить в новые идеалы. Был разработан специальный «План монументальной пропаганды». Чтобы закрепить в сознании людей новую идеологию, необходимо было прежде всего создать новые символы. На выполнение этой задачи были брошены самые талантливые современные художники. Не остались в стороне от этого процесса и мастера декоративно-прикладного искусства.
В фарфоре появляются совершенно иные формы, образы, композиции, сюжеты, цветовые сочетания, отражающие динамику времени. Так, агитационный фарфор превратился в настоящий документ эпохи, зафиксировав волнующие общество проблемы, став новым видом искусства и завоевав популярность во всем мире. Он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной школы художественного фарфора.
Коллекция керамики в Музее современной истории России (до 1998 г. — Музей революции) начала формироваться сразу после его открытия. Первыми экспонатами стали изделия из Государственного фарфорового завода (бывшего Императорского фарфорового завода). Предметы агитационного фарфора входят в первую сотню музейных поступлений и составляют ярчайшую часть собрания.
На выставке представлены супрематические чашки и чайники, футуристические тарелки с яркими революционными лозунгами, фигурки крестьян и рабочих, красноармейцев и буржуев. Колористическое решение создается в традиционных цветах русского авангарда 1920-х годов — красного, белого, черного. Агитационный фарфор занимает центральное место в выставочном пространстве — на объемно-пространственной композиции, составленной по мотивам архитектонов Казимира Малевича. Другие экспонаты, представляющие фарфор более позднего времени, размещаются вокруг своеобразным амфитеатром, тем самым вступая в своеобразный диалог о событиях прошлого и настоящего.
На выставке
Одной из особенностей агитационного фарфора является принципиально новая декоративная система, в основу которой легли краткие и выразительные лозунги — афоризмы и цитаты выдающихся революционеров, философов и писателей. Первые образцы агитационного фарфора разрабатывались художественным руководителем завода, с августа 1918 года им был художник Сергей Чехонин.
В экспозиции можно увидеть тарелки, расписанные по его эскизам с надписями по борту. Например, с цитатой немецкого философа Макса Штерна «Кто не с нами, тот против нас», смысл которой был прямой декларацией новой власти по отношению к инакомыслящим, и с энергичным лозунгом «Борьба родит героев». В 1919 году ко второй годовщине Октября по заказу отдела ИЗО Наркомпроса Сергей Чехонин создал тарелку с серпом и молотом и с афоризмом немецкого философа Фердинанда Лассаля «С высоких вершин науки можно раньше узреть зарю нового дня, чем там, внизу, среди сумятицы обыденной жизни».
В знаменитом фарфоровом наборе шахмат «Красные и белые» скульптора-керамиста Натальи Данько белые пешки, олицетворяющие пролетариат капиталистических стран, скованы цепями, в то время как красные пешки – свободные советские трудящиеся несут серпы и снопы. Белый король символизирует Князя Тьмы, сеющего смерть и разрушения, а белая королева печальным взглядом чем-то напоминает врубелевскую Царевну-лебедь.
От цитат и символов к середине XX века мастера постепенно переходят к изображению реальных сюжетов из жизни советского общества. На поверхности фарфора появляются изображения строек, заводских корпусов, элементы нового социалистического быта. В работах также находят отражение новые советские праздники и портреты революционных вождей и современных героев — строителей БАМа, покорителей космоса, революционеров, ученых, первооткрывателей.
По мнению генерального директора Музея современной истории России Ирины Великановой, «совместный выставочный проект «Фарфор и время», созданный Музеем современной истории России и Императорским фарфоровым заводом, — одно из ключевых мероприятий, подготовленных в рамках празднования 100-летия Музея. Основой для ретроспективной выставки послужили предметы из коллекции советского агитационного и тематического фарфора нашего Музея, которая начала формироваться с первых дней его создания и насчитывает уже более четырёх тысяч единиц хранения. В музейном собрании подлинные художественные шедевры одновременно являются историческими документами. Созданные в начале ХХ века образы и формы на долгие годы определили развитие отечественного фарфора и стали мировым достоянием. Выставка «Фарфор и время» — это не только рассказ о художниках, но и дань уважения всем мастерам Императорского фарфорового завода, создающим художественную панораму нашего времени».
Выставка работает в главном здании Музея современной истории России до 18 августа 2024 г. Потом она отправится на Дальний Восток: в Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск.
Полина Потапова, научный сотрудник Музея современной истории России, куратор выставки "Фарфор и время"