Шахматовская сирень
05 Августа 2023
В первое воскресенье августа в музее-усадьбе Шахматово проходит Блоковский день поэзии.
Идея устраивать в Шахматове поэтический праздник родилась много раньше самого музея. Гений этого места по совместительству был ещё и гением поэзии. А не шахмат, как можно было бы подумать. Легенда о том, что кто-то из владельцев проиграл усадьбу в шахматы – не более чем фантазия. Историки связывают название с посланником хана Тохтамыша Шахом-Ахмадом или Шиахмадом – где-то в этих местах тот разбил лагерь, перед тем, как двигаться дальше в Москву. А краеведы полагают, что всё дело в «шахме» - слове, которое согласно словарю Владимира Ивановича Даля, на языке вятичей означало колею. Похоже на правду, поскольку в этих местах в старину проходил знаменитый путь из варяг в греки.
Последними владельцами Шахматова стали дед и бабушка Блока по линии матери. Для трёх поколений семьи усадьба была и домом, и миром. Но в 1921 году местные крестьяне разграбили её, а затем подпалили. Деревянные постройки вспыхнули мгновенно и через несколько часов от добротного и уютного дома осталась только куча головешек. Со временем пожарище заросло и только старожилы могли указать место, где стояла усадьба Андрея Николаевича Бекетова, известного учёного-ботаника, ректора Санкт-Петербургского университета. Его ученик Климент Аркадьевич Тимирязев называл своего наставника отцом русской ботаники. Жена Андрея Николаевича тоже была выдающейся личностью: Елизавета Григорьевна знала несколько языков, переводила на русский романы Брет-Гарта и Жорж-Санд, Дюма и Теккерея, Бальзака и Голдсмита, Гюго и Вальтера Скота. Она была знакома с Гоголем и Достоевским, Тургеневым и Салтыковым-Щедриным и переводила их произведения на английский, французский и немецкий. Чехов высоко ценил ее переводческий талант.
У Андрея Николаевича и Елизаветы Григорьевны было четыре дочери – Екатерина, Софья, Александра и Мария, унаследовавшие от матери литературное дарование. Самая старшая – Екатерина – считалась в семье самой талантливой. Она не только переводила прозу, но и писала стихи. К сожалению, таланту был отмерен краткий век – в 37 лет жизнь оборвалась – написанное одарённой поэтессой известно, в основном, специалистам, но одно стихотворение знают и любят многие ценители музыки – как романс Сергея Васильевича Рахманинова «Сирень»:
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать…
Не чужда поэтического вдохновения была и третья из сестёр Бекетовых – Александра. Сыну, которого обожала, она посвятила трогательные строки:
Но есть на свете цветик милый,
Мое дитя, мой голубок, —
Мой дух мятежный и унылый
С тобой одним не одинок…
Первые стихи по свидетельству тётушки Марии Андреевны, младшей из сестёр, Саша написал лет в пять, и именно в Шахматове – о голодном зайчике и капустке, выросшей на огороде. Не случайно Блок называл его своей поэтической колыбелью. Впрочем, он был не одинок в своём увлечении: вместе с двоюродными братьями, сыновьями Софьи Андреевны, он вёл рукописный литературный журнал. «Мать, дедушка, бабушка, тетки, вся бекетовская семья, – вспоминала Мария Андреевна, – с её литературностью, идеализмом, наивным отношением к жизни, замкнутостью тогда ещё крепкого семейного начала, с налетом романтизма – всё это влияло на Блока с раннего детства, всё это он воспринял полностью в детские, отроческие и юношеские годы. Летом собиралась в Шахматове вся семья, составляя некую сгущенную атмосферу, особенно сильно влиявшую на Блока».
И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и в сирень,
И в синий купол небосклона,
И в лень окрестных деревень...
Это о любимом Шахматове, ставшем самым первым ярким его впечатлением – мальчика привезли сюда полугодовалым. И тридцать шесть лет из сорока ему отпущенных, поэт возвращался под этот синий купол.
Очевидно, что никто из Бекетовых по определению не мог притеснять окрестных крестьян. Но какое это имело значение для тех, чьим девизом стало «Отречёмся от старого мира…». Постепенно забылось и точное место. И кто знает, сколько времени продлилось бы забвение, если бы не Пётр Ефимович Резник, директор средней школы № 1 города Солнечногорска. В 1965 году, сразу, как начался учебный год, он со своими подопечными отправился в настоящую экспедицию, чтобы найти хотя бы какие-то следы бекетовской усадьбы. За несколько «сезонов» ребята определили холм, обнаружили одичавшие плодовые деревья бывшего сада, и даже заросли сирени рядом с тем местом, где стоял главный дом.
Семён Степанович Гейченко, основатель и первый директор пушкинского заповедника в Михайловском, которое тоже было возрождено из небытия, настаивал на том, что усадьбу, взрастившую Блока не просто можно, но необходимо восстановить. Понимая, что дело это не быстрое, а место притяжения необходимо, Гейченко предложил установить у подножия холма, на котором когда-то стоял дом, памятный камень. Гранитный валун занял свое место на Возлюбленной поляне осенью 1969 года. А 7 августа следующего года, в очередную годовщину смерти поэта, у камня собрались почитатели его таланта. Читали стихи и самого Блока, и других поэтов Серебряного века. По этому случаю в земской школе соседнего села Тараканова, где Блок обвенчался с Любовью Менделеевой, открыли фотовыставку. С тех пор День поэзии в Шахматове проходит каждый год – в первое воскресенье августа. Гостями праздника в разное время были Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Павел Антакольский, Маргарита Алигер, Римма Казакова, Ираклий Андроников… Всех разве перечислишь!
Начало было положено, но первая экспозиция, подготовленная сотрудниками Государственного литературного музея (ныне ГМИРЛИ им. Вл. Даля) открылась только в 1984 году всё в той же маленькой таракановской земской школе. А в «блоковском уголке» школы № 1, которой присвоили имя появилось несколько предметов мебели из усадьбы, переданных местными жителями. Восстановительные работы начались только в 1997 году. Воспроизводилось всё максимально близко к «первоисточникам»: сохранился рисунок главного дома, выполненный рукой самого Александра Александровича, фотографии, сделанные Владимиром Бекетовым, двоюродным братом его матери, обширная фамильная переписка, но главное – бесценные воспоминания главного «историографа» семейства – тётушки поэта Марии Бекетовой. В 2001 году открыл свои двери главный дом и сегодня традиционный День поэзии проходит не только у заветного Блоковского камня, но и на поляне перед главным фасадом – перед тем самым балконом, дверь которого, как встарь, открывается в липы и сирень…
Виктория Пешкова