Летающие кентавры
01 Августа 2023
50 лет назад советские десантники доказали, что их профессия — совершать невозможное, не считаясь с трудностями.
Идея десанта бойцов в боевых машинах принадлежит Василию Филипповичу Маргелову — легендарному генералу, которого по праву называют создателем современных воздушно-десантных войск. Участник парада Победы, он командовал советскими ВДВ в 1954–1959 и в 1961–1979 годах. Маргелов был особым командиром, особым полководцем и воспитателем армии, пожалуй, самым ярким в послевоенной истории нашей страны. В 1969 году в арсенале советской армии появилась боевая машина десанта — БМД-1. Для того времени уникальная. Плавающая, с хорошей проходимостью. Ее забрасывали вместе с десантниками с самолетов. Добавим к этому парашютные платформы, которые позволяли десантировать артиллерию, инженерную технику и те же БМД. Но Маргелов стремился к еще большим возможностям. Он предложил идею прыжка десантников внутри боевой машины – для немедленного решения боевых задач. Парашютная система «боевая машина — человек» получила название «Кентавр». Внутри БМД десантники располагались на модернизированных космических креслах типа «Казбек-Д», разработанных под руководством академика Гая Северина.
Отец и сын Маргеловы
Командиром и механиком-водителем первого экипажа назначили подполковника Леонида Зуева, а наводчиком — старшего лейтенанта Александра Маргелова, сына легендарного генерала. Первому, мастеру парашютного спорта, шел 41-й год, второму исполнилось 27.
Эксперимент состоялся в первые дни 1973 года. Всё прошло гладко, и даже связь в полете и после приземления не подвела. Это означало, что и в боевых условиях такие операции можно предпринимать продуманно и организованно, во взаимодействии с другими войсками. Приземлившись, десантники сразу двинулись вперед, раздавили всмятку автомобиль начальника штаба дивизии (его предупреждали о такой вероятности!), остановились напротив командующего и четко доложили об успешном выполнении боевой задачи. Маргелов-старший расцеловал своих «орлов». Героев наградили не только орденами, но и золотыми часами — лично от министра обороны. Очень скоро генерал Маргелов приказал повторить успешный эксперимент во всех дивизиях ВДВ.
Реактивный кентавр
Но Василий Филиппович уже готовил новый прорыв – прыжок экипажа внутри БМД-1 на парашютно-реактивной системе (ПРС), без платформы, в свободном полете на парашютах. Эту уникальную программу, позволявшую выполнять боевые задания еще быстрее и слаженнее, называли «Реактивный кентавр». В БМП располагался уже полноценный экипаж – шесть человек. Испытание «Реакентавра» удалось осуществить в январе 1976 года, под Псковом. И снова – безукоризненный успех. Ни одна другая армия мира так и не смогла освоить этот способ десантирования. Такое возможно только в наших ВДВ
Арсений Замостьянов