Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Отец и сын

27 Февраля 2021

К 190-летию со дня рождения выдающегося русского художника Николая Ге вспомним картину, которая принесла ему заслуженную славу и открыла новую страницу в истории русской исторической живописи. 

Николай Ярошенко. Портрет художника Николая Николаевича Ге

 

В истории монархий противостояния отца и сына — история нередкая.

Николай Ге подступил к петровской теме накануне юбилея первого русского императора: «Я чувствовал везде и во всём влияние и след Петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлёкся Петром и под влиянием этого увлечения задумал свою картину "Пётр I и царевич Алексей"».

Николай Ге. Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871

 

«Конёк» Николая Ге — сюжеты, где есть тайна, загадка, где провозглашается вопрос, на который можно отвечать по-разному. Перед такими картинами нужно размышлять. Картины-сомнения. Сомнения обуревали и художника: «Я питал симпатии к Петру, но, изучив многие документы, увидел, что симпатий быть не может. Я взвинчивал в себе симпатии к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал».

Ни в одном из исторических документов не упоминается, что Пётр I когда-нибудь допрашивал сына один на один в Петергофе. Хотя дело не в исторической достоверности. Главное — в картине есть напряжение диалога. Молчаливого диалога отца и сына — в минуту, когда судьба последнего уже решена. Неслучайно эту сильную композицию режиссёр Владимир Петров постарается повторить в фильме «Пётр Первый». Царевич Алексей попал под колёса истории. Жертвой петровской воли стала мать Алексея Петровича. В жертву молодой империи пришлось отдать и его жизнь. Пётр настроен решительно и непреклонно, но и в его образе у Ге можно разглядеть отзвуки любви к сыну. Предполагаемая будущая казнь Алексея — трагедия для обоих героев Ге.

Картина снискала заслуженный успех. На выставке передвижников произведение Ге приглянулось императорской семье, и Александр II попросил оставить картину за собой. Однако она уже была продана Павлу Третьякову! Никто из свиты императора не осмелился доложить, что картина продана. Тогда в поисках выхода из сложившейся ситуации вельможи обратились к Ге и попросили его передать картину царю, а для Третьякова написать повторение. Так и случилось. Картину Ге можно увидеть и в Третьяковке, и в петербургском Русском музее.

Редакция журнала «Историк»