Тельняшка, бескозырка, кортик
№119 ноябрь 2024
Как и когда у наших моряков появилась своя форма одежды, отличающая их от других военных?
Во времена Петра I флотская одежда вместе с другими морскими традициями была заимствована из-за рубежа. На палубах прижились два варианта западноевропейского костюма – матросский, подобный одежде рабочего люда городов (узкая куртка, широкие короткие штаны, вязаная шляпа), и офицерский (кафтан с обшлагами, парик, треуголка), который носили те, кто не должен был работать собственными руками. Только во второй половине XIX века возникли такие сохранившиеся до сих пор элементы флотской формы, как свободного покроя матросские рубахи с синим воротником, имеющим две или три полоски, и двубортное черное полупальто, впоследствии получившее название «бушлат» (от немецкого «брушлат», что значит «защита груди»). Однако по-настоящему легендарными, вошедшими в пословицы и песни стали не они.
Танец «Яблочко». Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева
Тельняшка – матросская рубашка
Самый известный предмет матросской одежды, несомненно, появился на северных берегах Франции еще в XVII веке, но модным стал в 50–60-е годы XIX столетия, когда его облюбовали представители парижской золотой молодежи, занимавшиеся греблей на реке Сене. Полушерстяная нательная рубаха в полоску действительно оказалась весьма удобной: она согревала и не сковывала движений. И к тому же была просто красивой. Впрочем, тельняшка завоевала популярность не только во Франции, но и в соседних странах. Французская тельняшка, или «мариньер», была бело-синей – как морские волны с огромными гребнями пены. Долгое время ее использовали полулегально, и лишь в 1858 году император Наполеон III впервые сделал ее элементом официальной формы на флоте. Во Франции моряки и сегодня носят тельняшки, хоть и непохожие на наши: синие полосы у них в два раза уже белых, а всего белых полос получается 21 – согласно легенде, по числу главных побед Наполеона I. В Голландии тельняшки тоже были бело-синими, но с еще более широкими белыми полосами, в связи с чем синих полос оказывалось 12 (опять-таки согласно легенде – по числу ребер у человека). На британском флоте закрепилась белая тельняшка с одной синей полосой вокруг шейного выреза.
В России в 1856 году вице-адмирал Евфимий Путятин, незадолго до того совершивший дальнее плавание на фрегате «Паллада», направил в Морское министерство предложение обеспечить моряков рубахами по образцу французского «мариньера». Первые «шерстяные фуфайки», как их называли тогда официально, появились у наших матросов три года спустя, но дороговизна тельняшек мешала их широкому распространению. Наконец в августе 1874-го великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич, глава флота и морского ведомства, подписал приказ о введении новой формы, где речь шла в том числе о «рубахах, вязанных из шерсти пополам с бумагою» (имелась в виду трикотажная ткань из шерстяных и хлопковых нитей). По голландскому образцу синие полосы на первых порах были вчетверо уже белых, но в 1912 году их уравняли по ширине. Цвета полос тельняшки русских моряков сопоставлялись с цветами Андреевского флага. Интересно, что для морской пограничной стражи (подчинявшейся Министерству финансов) предусматривались бело-зеленые тельняшки, а для речной Амударьинской флотилии (числившейся в военно-сухопутном ведомстве) – бело-красные.
Став в 1917 году, по меткому выражению Льва Троцкого, «красой и гордостью революции», матросы прославили и тельняшку. Невероятно известной была поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках». Многие думают, что ей мы обязаны фильму «Мы из Кронштадта» (1936), однако там такой фразы нет. Слава тельняшки приумножилась в годы Великой Отечественной войны, когда моряки геройски обороняли Севастополь и сражались с врагом на всех фронтах. Вскоре популярность приобрела песня «Тельняшка» в исполнении Владимира Бунчикова:
Эх, моя тельняшка фронтовая,
Частые полоски на груди.
Белые, как пена штормовая,
Синие, как море впереди.
Генерал Василий Маргелов, в 1954 году возглавивший воздушно-десантные войска, твердо решил нарядить свою «крылатую пехоту» в тельняшки. Ему возражал главком ВМФ СССР адмирал Сергей Горшков, считавший тельняшку предметом гордости флота. В 1959-м Маргелов провел массовые учения с десантированием на воду – тогда всем десантникам вручали морские тельняшки в знак крещения не только воздухом, но и водой. Окончательно спор генерала и адмирала решился через 10 лет, когда нательные рубашки официально стали частью формы ВДВ – однако не с синими, а с голубыми полосами. Оказалось, что это было лишь начало: в 1990–2000-х годах такими рубашками обзавелись многие силовые структуры. Сегодня тельняшки с полосами василькового цвета носят военнослужащие подразделений спецназа ФСБ и Президентского полка ФСО, зеленого – пограничники, крапового – бойцы Росгвардии, оранжевого – спасатели воинских формирований МЧС. На летнее время всем полагаются майки-тельняшки без рукавов, на зиму – утепленные с начесом.
Конечно, тельняшки носят и гражданские моряки – и вообще все кому не лень. Это без преувеличения популярнейший предмет одежды, окруженный всевозможными традициями. 19 августа, в день подписания приказа 1874 года, в российских приморских городах торжественно отмечается День тельняшки. А курсанты Морского корпуса Петра Великого в Петербурге в день выпуска надевали громадную тельняшку на памятник адмиралу Ивану Крузенштерну – теперь, к счастью, с этой хулиганской традицией покончено. Тельняшку любили герои некоторых известных фильмов (и отнюдь не только моряки), ее использовали для создания образа многие люди искусства – от Пабло Пикассо до художников группы «Митьки». Коко Шанель и другие знаменитые модельеры превратили этот элемент флотской формы в предмет от-кутюр. Для каждого тельняшка имеет свое значение: одним напоминает о боевых подвигах, другим – о романтике путешествий, а кому-то даже в недрах большого города дает иллюзию свободы.
Портрет великого князя Константина Николаевича. Худ. И.А. Тюрин. XIX век
В 1874 году по приказу морского министра великого князя Константина Николаевича на флоте были введены полосатые «рубахи, вязанные из шерсти пополам с бумагою»
Бескозырка унтер-офицера крейсера «Аврора» (1915–1917) и матросская с гвардейской лентой (1982)
Император Николай II и цесаревич Алексей с оркестром Гвардейского экипажа на яхте «Штандарт». После 1910 года
Находка для шпиона
Долгое время матросы русского флота носили вязаные шляпы или высокие войлочные шапки, похожие на крестьянский «гречневик». Осенью 1811 года, при императоре Александре I, во всех частях армии и флота как повседневный, будничный головной убор была введена бескозырка. Ее еще называли фуражной шапкой в честь уже имевших такие головные уборы фуражиров – заготовителей корма для лошадей. Матросские бескозырки были темно-зелеными, а на их околышах со временем появились номера рот флотских экипажей. Именно на флоте до наших дней сохранилась бескозырка для нижних чинов (правда, она поменяла цвет).
С 1857 по 1874 год парадная форма матросов включала в себя черную клеенчатую широкополую шляпу, причем этот головной убор получил завязанную вокруг околыша черную ленту. В обычное время матросы продолжали носить бескозырку, к которой позже добавилась такая же лента. Согласно все тому же августовскому приказу 1874 года бескозырка наконец стала частью как повседневной, так и парадной формы. Теперь она была черной с белыми выпушками (кантами) по тулье и краям, с кокардой и шелковой черной лентой, где настоящим золотом писали название корабля, поэтому лента стоила дороже самой бескозырки. В 1878 году матросы гвардейских кораблей и тех экипажей, которые участвовали в героической обороне Севастополя во время Крымской войны, получили право носить на бескозырках черно-оранжевые георгиевские ленты. Бескозырка – единственный предмет военно-морской формы, имеющий российское происхождение, – вызывала немалый интерес в мире. В некоторых странах (например, в Германии) оценили ее удобство и внедрили на своем флоте.
Советские моряки тоже носили бескозырки с лентами, на которых значились названия кораблей. В июне 1942-го, в разгар войны, появилась и гвардейская лента, повторявшая расцветку георгиевской. До революции на бескозырку в теплое время года надевали белый чехол, чтобы сукно не выгорало. Позднее летние бескозырки стали делать с тульей из белой легкой ткани, а поскольку такой головной убор быстро пачкается, снова предусмотрели белый съемный чехол. Со временем прежде легкая и маленькая бескозырка подросла в размерах, стала более солидной и твердой по конструкции, но при этом менее удобной в носке. Поэтому теперь она является частью парадной формы, а в обычное время ее сменила пилотка. Зато на парадах – с блестящей кокардой и вьющимися на ветру концами ленты – бескозырка выглядит идеально. Примечательно, что в фильмах герои-моряки зачастую картинно сжимают концы ленты зубами перед тем, как броситься в атаку на врага.
Лентам, кстати, пришлось пострадать от режима секретности: с 1949 года на них уже не указывались названия кораблей, чтобы шпионы не догадались о перемещениях военных судов (исключение сделали только для легендарного крейсера «Аврора» – все и так знали, где он находится на вечной стоянке). В результате у нижних чинов на лентах бескозырок появились надписи с названием флота (скажем, Черноморский) или просто «Военно-морской флот», а у курсантов – с названиями их военно-морских училищ.
Первомайский парад на Красной площади в Москве. 1938 год
Кортики мичманов – выпускников Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова. 2016 год
Безопасное оружие
Кортики сегодня могут носить офицеры разных родов войск, а не только моряки. Это парадно-наградное оружие, которым даже порезаться трудно, поскольку его лезвия не принято затачивать. Но когда-то кортик использовался по прямому назначению и был связан в первую очередь с военно-морским флотом. Об этом напоминает повесть Анатолия Рыбакова «Кортик», действие которой происходит в 1920-х годах и завязывается вокруг тайны старинного оружия: «Такие кортики носят морские офицеры. Он был без ножен, с тремя острыми гранями. Вокруг побуревшей костяной рукоятки извивалась бронзовым телом змейка с открытой пастью и загнутым кверху язычком». Конечно, далеко не все кортики имели такие причудливые украшения, однако неизменно ценились высоко и передавались из поколения в поколение.
Специалисты по истории оружия сходятся в том, что кортиком до начала XIX века называлась укороченная сабля с крестовиной без защитной дужки – общей длиной 60–70 см. Такое оружие было не только удобным при абордаже – оно стало символом морской профессии. Уже на рубеже XVII–XVIII веков европейские адмиралы и морские офицеры на парадных портретах зачастую изображались с кортиками. Кортик был любимым оружием Петра Великого. Название «кортик», несомненно, связано с итальянским или испанским словом corto, что значит «короткий, укороченный». На суше кортики тоже применялись: например, в России при Екатерине II их получили унтер-офицеры егерских батальонов и другие невысокие чины вместо шпаг, причем предполагалось, что кортик можно прикреплять к ружейному стволу и использовать как штык.
В Великобритании в конце XVIII века кортики начали еще больше укорачивать, при этом одни модники заказывали сильно закругленные клинки, напоминавшие сабли мамлюков, а другие – совершенно прямые. Так кортик стал декоративным парадным оружием. Уже в 1803 году эта традиция возникла и на русском флоте: наши кортики имели клинок длиной 30 см и рукоятку из слоновой кости. Обычай передачи оружия по наследству существовал всегда, поэтому и кортики офицеров стали переходить к их детям и внукам. В 1914-м, несмотря на недовольство моряков, кортик стал принадлежностью формы в авиации, минных ротах, воздухоплавательных и автомобильных частях. А два года спустя кортики разрешили носить всем офицерам пехоты, поскольку в окопах они были удобнее шашки.
Правда, вскоре грянула революция, и на флоте у офицеров (которых подозревали в контрреволюционности) весной 1918-го отобрали все оружие, включая кортики. Официально они получили право носить оружие только в 1921 году – и кортики снова были надеты как дань традиции, утвержденного образца их не было. Возможно, только в начале 1930-х кортик ненадолго перестали носить. Уже в 1940 году его вернули в качестве личного оружия командного состава ВМФ.
В 1950-х в течение двух лет кортик вручался выпускникам всех военных училищ. В наши дни он является элементом парадной одежды офицеров и мичманов флота, а армейские офицеры носят его по особому указанию на парадах. Часто кортики использовались и используются в качестве наградного оружия – эта традиция появилась еще в 1797 году. Но и обычным кортиком его обладатель может гордиться как частью славного наследия российского флота.
Что почитать?
Глазков В.В., Попов С.А. Униформа российского военного флота. 1801–1855. М., 2024
Глазков В.В. Униформа российского военного флота. 1855–1881. М., 2022
Глазков В.В. Униформа российского военного флота. 1881–1917. В 2 т. М., 2022–2023
Вадим Эрлихман, кандидат исторических наук