Неприступный измаил
26 Декабря
Взятие Измаила в декабре 1790 года потрясло Европу. Казалось, что русские совершили невозможное. Даже годы спустя лорд Джордж Гордон Байрон заставил героев своей поэмы «Дон Жуан» сражаться под стенами Измаила под командованием неистового Александра Суворова. Участник штурма Измаила Александр Ланжерон писал: «Измаил, подожженный артиллерией, напоминал настоящий вулкан, извергающий дым и пламя».
Неудивительно, что такой штурм навсегда стал символом доблести русской армии. И в конце 1960-х годов художник-баталист Евгений Данилевский решил создать диораму измаильского штурма. Он привлёк к работе товарища и соавтора — Вениамина Сибирского. Им удалось создать уникальную по экспрессии диораму штурма. Взятие неприступной крепости потребовало от армии полного напряжения сил. Это прекрасно передали художники, запечатлевшие себя на полотне в образах двух солдат суворовской армии. В диораме, как положено, каждый суворовский солдат знал свой манёвр. Произведение панорамно-диорамного искусства было новаторским: размеры вместо обычных 6 м высоты выросли до 8 м. Воссоздано роковое мгновение истории.
Помещением для диорамы стала старинная турецкая мечеть в Измаиле — единственное здание, сохранившееся после штурма.
Старейший русский художник-баталист Евгений Востоков, тогдашний начальник Студии имени М.Б. Грекова, поделился первыми впечатлениями после премьеры диорамы: «Ожесточенность, динамику боя с участием больших масс войск мы ощущаем в полную силу. Авторам диорамы удалось выразить замысел Суворова и ход его осуществления. Мы видим, как на штурм идут русские гренадерские полки, донские казаки; выделены наиболее важные эпизоды: прорыв в крепость со стороны Дуная, рукопашный бой с турецкими солдатами, сделавшими вылазку из крепости. И войска, и крепостные стены, по которым с помощью осадных лестниц устремляются вверх атакующие, и воды Дуная с ладьями запорожцев — все объединено в одно композиционное целое».
Художники подарили нам давнее прошлое, превратили нас в свидетелей великого суворовского штурма.