Власть и литература
15 Января
Александра Герасимова часто называют любимым художником Иосифа Сталина, и для этого есть основания. Он был настоящим мастером, создавал полнокровные, триумфальные и в то же время живые картины. Настоящий советский жизнелюб, воспевавший свою эпоху. Многие его полотна стали своего рода политическими символами. Одно из них мы решили вспомнить сегодня.
В известной степени это миф. Иосиф Сталин и Максим Горький не были близкими друзьями, хотя и общались, и переписывались в приятельском стиле. Но для общественного мнения и до войны, и после Победы очень важны были представления о единстве этих двух ярких личностей — политика и писателя. Один — вождь, стратег, полководец. Другой — основоположник пролетарской литературы, идеолог, учитель жизни, «инженер человеческих душ». Беседы Горького и Сталина вдохновляли многих живописцев, но Герасимов лучше других умел «очеловечивать монументы», придавать обаяния людям высокого положения, вершителям судеб и властителям дум.
Герасимов несколько раз обращался к этой теме. Мы видим Сталина и Горького мирно прогуливающимися на природе. Герасимовское жизнелюбие в этой композиции прочитывается сразу. Вокруг — узнаваемая природа российской средней полосы с её летним обаянием. И люди, претендовавшие не только на уважение, но и на любовь огромной страны, залечивавшей фронтовые раны.