Подвиг ермака тимофеевича
26 Декабря
Первые эскизы к этой классической картине появились в 1891 году. Художник жил тогда в родном Красноярске, и образы Сибири обуревали его. Он создавал полотно четыре года — жил на Оби, на золотых приисках, находил типажи, думал о Ермаке, собирал изображения казаков на Дону... Складывался эпический образ, сравнимый с операми Модеста Мусоргского, образ истинно русский, реалистичный и героический. Для новой картины Василий Суриков избрал эпизод русской истории, в котором многое переплелось. И храбрость, способность на рискованное предприятие, и сдержанная сила, и вера в победу… Поход Ермака воспринимался как символ русского прорыва на Восток.
Суриков ощущал себя наследником казаков ермаковского времени. Горстка храбрецов опрокинула царство Кучума, в нескольких сражениях разбила его войско… Как не воспеть такой подвиг? Ермак спокоен, уверен в победе. Над ним — стяг с ликом Нерукотворного Спаса.
Картина мало напоминает западную историческую живопись. Суриков искал «чарующую гамму» в древнерусском искусстве. Для сибирского эпоса он выбрал приглушённые краски. Мы видим сражение в хмурых тонах, в пороховом дыму. Критики сравнивали колорит картины со старой парчой, немного потускневшей от времени, однако полной неувядаемой красоты. Выделяются лишь золотая вышивка знамён и яркий кафтан одного казака. Картина динамична, мы видим войска в неторопливом, но неотступном движении.
За день до открытия двадцать третьей выставки передвижников её посетил молодой царь Николай II и купил суриковское «Покорение Сибири Ермаком», впервые выставленное для всеобщего обозрения. Картина — первая из суриковских работ — пополнила коллекцию Русского музея. На первую выставку Суриков пригласил казаков — с Дона, с Урала. Они были самыми восторженными зрителями картины. В то время о Сибири вспоминали все: в 1895-м торжественно отмечали 310-летие экспедиции Ермака, шло строительство Транссибирской железной дороги. Успех картины повлиял на судьбу художника: через несколько недель Суриков стал академиком.