Дела и судьба адвоката Ходасевича
16 Декабря 2023
Присяжный поверенный Михаил Фелицианович Ходасевич, родной брат известного поэта Владислава Ходасевича, родился в 1865 году в Туле. Сведения о нём достаточно скупы, однако известно, что родился он в семье выходца из польской обедневшей дворянской семьи Фелициана Ивановича Ходасевича. Его мать Софья Яковлевна была дочерью журналиста и публициста Якова Александровича Брафмана.
Михаил Ходасевич любил искусство, коллекционировал вещи Александровской эпохи; начиная с 1900-х годов собирал и современную живопись.
В 1895–1896 годах вместе с Павлом Малянтовичем, Василием Маклаковым и другими присяжными поверенными Ходасевич положил начало организации «молодой адвокатуры» — первому в России кружку политических защитников.
Алексей Барановский об этом пишет так: «К концу ХIХ в. в судах сплошным потоком пошла бесконечная череда политических процессов. Благодаря этому начали складываться формальные и неформальные кружки присяжных поверенных, занимавшихся исключительно или преимущественно политическими делами. Они получили обобщенное наименование "молодая адвокатура". Одновременно, примерно с 1890 г., развивается специализированная коллективная форма организации адвокатуры в виде своего рода юридических консультаций, которые создавались в основном для обслуживания определенных социальных групп, таких как, например, рабочие. Весьма широкое паблисити приобрела так называемая "Московская пятерка": Николай Муравьев, Павел Малянтович, Василий Маклаков, Николай Тесленко, Михаил Ходасевич. Они не только не брали денег с клиентов, проходивших по политическим делам, но и тратили на них собственные средства. К 1902 г. их кружок превратился в сплоченную группу политической защиты, разъезжавшую по всей стране»[1].
Так, вместе с другими членами «Московской пятёрки» в 1899 году в качестве защитника Ходасевич принял участие в громком политическом процессе — деле о сопротивлении властям рабочих текстильной фабрики Викулы Морозова в селе Никольское Владимирской губернии (сейчас — город Орехово-Зуево Московской области).
Волнения рабочих на фабрике начались в 10 часов утра 7 октября 1897 года.
Поводом к выступлению рабочих послужили[2]:
— невыполнение администрацией фабрики закона от 2 июня 1897 года, согласно которому продолжительность рабочего дня не должна превышать девяти часов в сутки;
— уменьшение заработной платы в связи с понижением расценок на произведённый товар;
— жалобы на приказчиков из-за неправильной приёмки пряжи и расчёта заработка по табелям[3].
После переговоров с директором прядильного отделения Гарри Чарноком группа рабочих направилась к ткацкой фабрике и Никольской конторе, призывая очередную смену прекратить работу. Во второй половине дня волнения продолжились, накал страстей нарастал, возмущённая толпа достигла более 400 человек.
Полицейские, пытаясь прекратить беспорядки и урезонить рабочих, начавших грабить директорский дом, произвели несколько выстрелов, одним из которых был смертельно ранен рабочий Крючков. Тем временем помимо дома директора были разграблены и подожжены ещё несколько домов руководителей фабрики. Беспорядки окончательно прекратились лишь во втором часу ночи. К утру прибыли воинские подразделения и владимирский вице-губернатор. По оценке директора прядильной фабрики, действиями забастовщиков был нанесён общий материальный ущерб более чем на 58 тыс. рублей[4].
Судебные заседания по этому делу начались 18 мая 1899 года. Они проходили под председательством старшего председателя Московской судебной палаты Александра Попова с участием сословных представителей.
Обвинителем выступал товарищ прокурора палаты П.П. Добрынин. «Московская пятёрка» защищала 95 рабочих, обвиняемых в беспорядках[5].
На процессе защитники уделили отдельное внимание вопросам основательности и справедливости жалоб рабочих, вызвавшим забастовку, доказывая вместе с тем невозможность для рабочих улучшить своё положение путём подачи отдельных жалоб, и сделали смелый вывод о том, что только в забастовке, в массовом обращении к властям и к хозяину фабрики рабочие видели решение своих проблем (следует из речи Николая Муравьёва).
Итог процесса: из 95 подсудимых 37 оправданы, один приговорён на два года в исправительное арестантское отделение, остальные — к различным срокам ареста[6].
В 1909 году Михаил Ходасевич с присяжными поверенными Аминадом Шполянским, Михаилом Мандельштамом, Петром Лидовым, С.А. Львовым также осуществлял защиту по делу о «Каширском вооружённом восстании».
На одном из судебных разбирательств Михаил Ходасевич защищал Наталью Сергеевну Гончарову — художницу-авангардиста, представительницу движения «лучистов», флагмана русского модернизма, скульптора и декоратора, обвиняемую в кощунстве [7].
24 марта 1910 года на выставке Общества свободной эстетики Наталья Гончарова показала несколько картин с обнажёнными женщинами.
Газета «Голос Москвы» опубликовала анонимный отзыв, в котором картины «Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии» были названы порнографическими[8].
На следующий день эти картины и картина «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки, «хуже, чем порнография тайных карт»[9], были арестованы полицией. Гончаровой предъявлено обвинение в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»). Аналогичные обвинения были предъявлены и организаторам выставки: Валерию Брюсову, Ивану Трояновскому, Владимиру Гиршману, К.И. Игуменову, Валентину Серову и даже Андрею Белому, не имевшему отношения к выставке, однако написавшего текст, который обсуждался на ней[10].
Историки называют нетипичным этот случай преследования художника в дореволюционной России. Само преследование художников, не занимающих политическую позицию, нельзя назвать распространённым в тот период, а до Гончаровой статья о порнографии не применялась по отношению к работам, имеющим художественную ценность[11].
В 1914 году по санкции обер-прокурора Синода арестовывается 22 картины с персональной выставки Гончаровой в петербургском «Художественном бюро» Надежды Добычиной[12], несмотря на то что картины были предварительно допущены духовным цензором[13]. Аресту предшествует публикация в прессе, критикующая использование авангардистских техник в изображении религиозных сюжетов[14]: «Выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки: нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, "лучистых" пейзажей и подобной "кубистической" дребедени».
За Гончарову заступились бывший министр народного просвещения граф Иван Толстой, вице-президент Академии художеств Николай Врангель и художник Мстислав Добужинский[15].
На судебном процессе[16], защищая Наталью Гончарову, Михаил Ходасевич говорил о «непубличности» выставки («выставка была закрытым однодневным мероприятием, не предназначенным для широкой публики»), и суд согласился с версией защиты, оправдав Гончарову на этом основании[17]. В итоге картины ей возвратили[18].
Были и менее успешные, но не менее обсуждаемые в обществе дела, в которых принимал участие Михаил Ходасевич.
Например, дело об убийстве Зинаиды Прасоловой, кажущееся вначале рядовым бытовым убийством (муж убил изменившую ему жену).
9 октября 1911 года в 4 часа утра Зинаида Прасолова приехала в московский загородный ресторан «Стрельна» в компании родной сестры Марии Денницыной, купца-меховщика Дмитрия Рогаткина-Ёжикова и директора правления Московского банка Александра Кислякова.
Ресторан «Стрельна» был местом, где собиралась вся московская элита. Свободных мест в зимнем саду не оказалось, поэтому Прасолова со товарищи расположились было на террасе, но вскоре перешли в сад. А за соседним столиком по чистой случайности в компании двух мужчин и трёх женщин оказался законный супруг Зинаиды — Василий Прасолов, с которым они к тому моменту жили раздельно.
Заметив жену, Прасолов улыбнулся её сестре и ответил издали на приветствие Рогаткина-Ёжикова. При этом он сказал своему товарищу Пищулину: «А вон и моя бывшая жена». Обе компании проводили время порознь и ничего вызывающего по отношению друг к другу не допускали. Десятью минутами позже Прасолов, выпив две рюмки коньяку и попросив разрешения встать из-за стола, неожиданно направился к столику, за которым сидела Зинаида. Подойдя, он приветствовал Рогаткина-Ёжикова: «Здравствуйте, Дмитрий Михайлович», после чего обернулся к бывшей жене: «Зинаида Ивановна, потрудитесь немедленно удалиться из “Стрельны”». Получив отказ, Прасолов выхватил из кармана револьвер и выстрелил в Зинаиду… В зале после выстрела произошла суматоха. Кто-то закричал: «Оставьте, это муж с женой». Кто-то кричал, что нужно бить убийцу, на что Прасолов бросил: «Не бейте меня, я пойду и заявлю сам».
По требованию присяжного поверенного Александра Вознесенского, находившегося здесь же, Прасолов беспрекословно отдал ему револьвер, а на вопрос помощника присяжного поверенного Данцигера: «Кто стрелял?», ответил: «Данцигер, это я стрелял». Затем крикнул кому-то из публики: «Я сделал всё, что хотел». Увидев распорядителя ресторана Риттера, Прасолов сказал ему: «Господин Риттер, позовите полицию, я убил». Его проводили в контору ресторана, где его вскоре и арестовала прибывшая полиция.
В это же время тяжело раненную Прасолову перенесли в отдельный кабинет, где ей оказали первую помощь. Затем женщину погрузили на автомобиль и в сопровождении Николая Рябушинского отправили в хирургическую лечебницу. По дороге она скончалась.
Дело слушалось 21 января 1913 года в Московском окружном суде с участием присяжных заседателей. Защищали Прасолова присяжный поверенный Николай Измайлов и известнейший адвокат Владимир Бобрищев-Пушкин. Присяжный поверенный Михаил Ходасевич поддерживал обвинение вместе с товарищем (заместителем) прокурора Дмитрием Новицким.
В судебных заседаниях по данному делу всплыло много подробностей и самого факта убийства, и интимной жизни Прасоловых. Как оказалось, в этом деле «столкнулось столько интересов, что банальная любовная драма послужила поводом для общественной дискуссии о правосудии, семье и браке и даже государстве»[19].
Ходасевич, будучи представителем гражданского истца, ярко выступал в прениях: «Защитник подсудимого Бобрищев-Пушкин на процессе говорил, что "брачный союз — не скотный двор", но тут был именно скотный двор, а может быть, еще и конский завод! — негодовал он. — Прасолов — это труп! В нем ничего не живо, и, что бы ни сказали ему присяжные, он все равно уже трехдневный и смердит».
Тем не менее присяжные сочли доказанным, что Прасолов убил свою жену, правда, убил он её, по их мнению, в состоянии «умопомрачения». Экспертная оценка врачей, которые признали Прасолова вменяемым, их совершенно не смутила. Окончательный вердикт был краток: «Полностью оправдать»[20].
Михаил Фелицианович в разных жизненных ситуациях, в том числе и требующих правовой помощи, поддерживал своего брата Владислава.
Известно, что весной 1912 года поэт Владислав Ходасевич обратился к Константину Некрасову с предложением издать перевод исторической повести «Агай-Хан» Зигмунда Красинского. На решение Ходасевича начать сотрудничество с издательством Некрасова, вероятно, повлиял Павел Муратов, который в письмах к издателю не раз упоминал поэта Ходасевича как своего приятеля.
Начало сотрудничества Ходасевича с издательством Некрасова было успешным: решено было издать не только повесть Красинского, но и приступить к подготовке его собрания сочинений в трёх томах. Однако замыслы не осуществились, а отношения Некрасова и Ходасевича закончились ультимативным письмом брата поэта от 14 августа 1914 года: «Милостивый Государь, Константин Федорович. Ко мне обратился брат мой, Владислав Фелицианович, с просьбой взыскать с Вас четыреста рублей, недоплаченных Вами ему за перевод двух томов сочинений Красинского. Не пожелаете ли Вы настоящее дело закончить миролюбиво, чем избавите меня от неприятной необходимости принятия каких-либо мер. Я бы мог лично переговорить с Вами в мои приемные часы: по понедельникам, средам и четвергам, от 3–5 час.
С совершенным почтением М. Ходасевич»[21]»[22].
Ходасевич принял Февральскую революцию и поначалу согласился сотрудничать с большевиками после Октябрьской революции.
Андрей Кокорев и Владислав Руга описывают один интересный эпизод 1917 года, связанный с именем Михаила Ходасевича: «Преобразование добровольческих отрядов по поддержанию порядка на улицах в орган государственной власти началось 9 марта 1917 года с распоряжения начальника московской милиции А.М. Никитина о регистрации всех милиционеров и всего находившегося в их руках оружия — его предписывалось выдавать только на дежурство. В те же дни были возвращены на службу сотрудники сыскной полиции, которую новая власть переименовала в "уголовную" и назначила ее комиссаром адвоката М.Ф. Ходасевича. Прежний начальник, талантливый сыщик К.П. Маршалк, был оставлен в качестве руководителя оперативно-разыскной работы»[23].
Умер Михаил Ходасевич 13 декабря 1925 года от брюшного тифа.
[1] А. Барановский. Формирование российской адвокатской школы в 60–70-е гг. XIX в. // Адвокатская газета. — 30.11.2018.
[2] Здесь и далее об этом деле по материалам публикации Ю.В. Варфоломеева см.: Ю.В. Варфоломеев. «Такова картина русской заводской жизни конца века…» (по материалам защитительных речей адвоката Н.К. Муравьева на «рабочих» процессах конца XIX — начала XX века)// https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes/9843/24.pdf. — С.127–128.
[3] См.: Право. — 1899. — 22. — Стб. 1151.
[4] Там же. — Стб. 1148–1151.
[5] Там же. — Стб. 1148.
[6] Там же. — Стб. 1156–1158.
[7] См. каталог: Валентина Михайловна Ходасевич: 1894–1970 (М., 1979), а также книгу R.D. Sylvester, Е.D. Valentina and Olga Khodasevich: tellers to Nina Berberova (Berkeley, 1979).
[8] Людмила Вакар. «Михаил Ларионов / Наталья Гончарова и Марк Шагал: диалог идей и образов». Бюллетень Музея Марка Шагала.
[9] Sexuality and the Body in Russian Culture. — Stanford University Press, 1998. — P. 99. — ISBN 978-0-8047-3155-3;
Елена Федотова Woman power русского авангарда. Colta.ru (22.10.2013).
[10] См.: Sexuality and the Body in Russian Culture. Там же.
[11] См.: Sexuality and the Body in Russian Culture. Там же.
[12] Елена Федотова. Там же.
[13] Роман Багдасаров (06.11.2013). «Амазонка иконописного авангарда». — Независимая газета.
[14] Елена Федотова. Там же.
[15] Елена Федотова. Там же.
[16] Скорее всего, это был именно этот процесс — 1914 года, хотя в литературе данные разнятся. В некоторых источниках авторы говорят о деле 1910 года.
[17] Стоит заметить, что ряд исследователей с такими выводами согласиться не может, полагая, что такую выставку нельзя считать «закрытой», так как она прошла на одной из самых заметных площадок столицы; её посетило большое число зрителей; картины в жанре «ню» традиционно демонстрировались для куда более ограниченной аудитории. См.: Sexuality and the Body in Russian Culture. — Stanford University Press, 1998. — P. 99 ISBN 978-0-8047-3155-3; The Spectacle of Russian Futurism: The Emergence and Development of Russian Futurist Performance, 1910-1914. — University of Sheffield, 2005.
[18] Роман Багдасаров (06.11.2013). «Амазонка иконописного авангарда». — Независимая газета.
[19] С. Селеев. Детектив и анекдот. Как муж-рогоносец застрелил жену и был дважды оправдан // Коммерсантъ от 02.12.2017 // https://www.kommersant.ru/doc/3481135.
[21] Письмо Михаила Фелициановича Ходасевича написано на официальном бланке, хранится в ГАЯО. Ф. 952. Оп. 1. Д. 275.
[22] См.: Ваганова И. [Вступительная статья: Ходасевич В.Ф. Письма Некрасову К.Ф.] // Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ; Рос. архив, 1994. — С. 458. — [Т.] V.
[23] Андрей Кокорев, Владимир Руга. Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта в период Первой мировой войны// http://statehistory.ru/books/Vladimir--Ruga_Povsednevnaya-zhizn-Moskvy--Ocherki-gorodskogo-byta-v-period-Pervoy-mirovoy-voyny/
Павел Сафоненков