«Прощальным костром догорает эпоха...»
09 Декабря 2018
25 лет назад всенародным голосованием была принята Конституция нашей страны. При каких обстоятельствах она создавалась?
Новой демократической России, ставшей правопреемницей Союза, досталась в наследство Советская Конституция, предусматривавшая вместо парламента сложную конструкцию. Избираемый народом съезд народных депутатов, периодически собирающийся для принятия важных решений, и Верховный Совет, формировавшийся из части депутатского корпуса, занимающийся разработкой и принятием законопроектов. По Конституции съезд и Верховный Совет имели огромные полномочия, у президента оставалось сравнительно небольшое поле для манёвра.
О том, что России нужен новый Основной закон, Ельцин задумался ещё в 1990 году. Новая Конституция рождалась в муках. В статье, посвящённой 25-летию российской Конституции, Алла Амелина отметила, что первое упоминание о необходимости новой Конституции было ещё 12 июня 1990-го в «Декларации о государственном суверенитете РСФСР». Пункт 15 документа гласит: «Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства».
16 июня 1990 года 1-й съезд народных депутатов РСФСР сформировал Конституционную комиссию под председательством Бориса Ельцина. В состав комиссии вошло 102 человека, первым заместителем председателя комиссии стал председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов, а ответственным секретарём — Олег Румянцев. Уже к концу лета рабочая группа согласовала структуру новой Конституции, и в сентябре проект был опубликован в газете «Мегаполис-экспресс». Стоит обратить внимание на раздел «Система государственной власти», который предусматривал два варианта этой системы — парламентскую республику с номинальными полномочиями президента и президентско-парламентскую, при которой всю власть сосредотачивал президент. Депутаты остановились на проекте, превращающем Россию в парламентскую республику, и утвердили его в качестве рабочей основы на пленарном заседании Конституционной комиссии в октябре 1990-го. И затем проект проходил рассмотрение на V съезде народных депутатов в октябре 1991 года, но не был принят.
На том же V съезде 28 октября 1991 года Ельцин выступил с обращением к депутатам и гражданам России, которое знаменовало собой окончательный крах советской системы: «Я обращаюсь к вам в один из самых критических моментов российской истории. Именно сейчас определяется, какой будет Россия, да и страна в целом, в последующие годы и десятилетия, как будут жить нынешнее и другие поколения россиян, — начал свою программную речь первый президент. —Обращаюсь с решимостью безоговорочно встать на путь глубоких реформ и за поддержкой в этой решимости всех слоёв населения… Два месяца мы живём практически в новой стране. Провал антиконституционного переворота оказался провалом для всей тоталитарной системы, основанной на диктате КПСС и господстве консервативного центра! Репрессивная система управления опустошила Советский Союз, разрушила его экономику и рассыпалась сама… У нас есть уникальная возможность за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Мы отстояли политическую свободу. Теперь надо дать экономическую. Снять все преграды на пути свободы предприятий, предпринимательства, дать людям возможность работать и получать столько, сколько они заработают, сбросив бюрократический пресс. Должен сказать откровенно — сегодня в условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся. Наиболее трудным будет первый этап. Произойдёт некоторое падение уровня жизни, но исчезнет, наконец, неопределённость, появится ясная перспектива. Главное, что не на словах, а на деле мы начнём, наконец, вылезать из трясины, которая засасывает нас всё глубже. Если пойдём по этому пути сегодня, ощутимые результаты получим уже к осени 1992 года…»
Для проведения реформ лидер получил от съезда полномочия в течение года издавать указы по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, инвестиционной и ряда других сфер деятельности. Ельцина тогда поддержали 876 депутатов и лишь 16 народных избранников высказались против реформ. В случае если указ Ельцина противоречил действовавшему законодательству, Верховный Совет в течение семи дней мог отменить его.
Ельцин лично возглавил правительство, назначив своими заместителями Егора Гайдара и Александра Шохина. Указом от 6 ноября 1991 года «Об организации работы правительства в условиях экономической реформы» российский лидер оговорил полномочия вице-президента Александра Руцкого. Руцкой имел право участвовать в работе коллегии правительства, осуществлять взаимодействие правительства со структурами управления при президенте. Узкие полномочия не устроили вице-президента, и он начал выступать с критикой ещё несостоявшихся реформ практически сразу после их начала, перестав скрывать свои антирыночные убеждения. В декабре, совершая поездки по Новосибирску и Барнаулу, он заявил про недостаток учёных и специалистов в новом кабинете и назвал реформаторов «мальчиками в розовых штанишках».
«С самого первого дня он считал, что вице-президент — это, если по-простому, первый заместитель президента, — вспоминал Ельцин. — Между тем даже школьник старших классов знает, что вице-президент — фигура представительская. Он выполняет разовые поручения, особые задания, данные ему президентом. Никакой самостоятельной политической позиции он по определению занимать не должен. Руцкой внутренне не желал принимать ситуацию, при которой сразу несколько ключевых фигур в российском руководстве, включая вице-премьеров, играли в политике гораздо более весомую роль, чем он. Он искал выход из этого тупика, уже понимая, что не сработался с президентом. И нашёл для себя роль поистине парадоксальную, никем не виданную доселе в нормальных институтах власти: роль резонёра, блюстителя нравственности, мольеровского святоши, который со смиренным и одухотворённым видом рвётся к президентскому креслу».
2 января 1992 года президентским указом «О мерах по либерализации цен» было прекращено государственное регулирование оптовых и розничных цен. Исключение составлял временный контроль над ценами на социально значимые товары. Накануне в телевизионном выступлении Ельцин сообщил согражданам, что «Россия отказывается от системы, которая заточена исключительно на военное производство, и прекращает постоянную подготовку к войне со всем миром». Либерализация цен позволила в кратчайшие сроки наполнить пустующие магазины продуктами, товарами и заложить механизмы рыночной экономики.
Не прошло и четырёх месяцев, как 10 апреля VI съезд народных депутатов принял постановление об отрицательной деятельности правительства. На том же съезде депутаты одобрили общую концепцию конституционной реформы. В этой ситуации Гайдар решил сделать неожиданный ход. Как пишет Ельцин: «На следующий день Гайдар приехал на съезд, попросил слова и подал коллективное прошение правительства об отставке. Это был гром среди ясного неба! Егор Тимурович интуитивно почувствовал природу съезда как большого политического спектакля, большого цирка, где только такими неожиданными и резкими выпадами можно добиться победы. А победа была полной. Проект постановления с отрицательной резолюцией не прошёл. Были внесены поправки в Конституцию, дававшие президенту дополнительные полномочия. Следующий очередной съезд отнесён на осень. Отставка Гайдара и его министров не принята».
Эта ситуация была вызвана не только сложившимся после распада Союза двоевластием, но и отсутствием информационного сопровождения реформ. «В какой-то момент я пришёл к Борису Николаевичу и поставил вопрос о создании специальной структуры, которая системно, на регулярной основе занималась бы разъяснением смысла реформ, соответствующей пропагандой... — в интервью "Известиям" говорил Гайдар. Какова же была реакция Бориса Николаевича? Он сказал примерно следующее: "Егор Тимурович, вы хотите мне предложить воссоздать Отдел пропаганды ЦК КПСС? Так вот, при мне этого не будет"».
15 июня Ельцин назначил Гайдара и.о. премьера, надеясь протащить его кандидатуру на очередном съезде, но этого не произошло. 9 декабря 1992 года VII съезд не утвердил кандидатуру Егора Гайдара на пост премьера.
12 декабря депутаты всё-таки приняли постановление о стабилизации конституционного строя. Референдум, предложенный Ельциным, должен был состояться 11 апреля 1993 года, а на вступление в силу поправок об автоматическом импичменте был наложен мораторий. В свою очередь, президент не стал бороться за кандидатуру Егора Гайдара, а выдвинул на пост премьер-министра Виктора Черномырдина. Казалось бы, после того как Виктор Черномырдин получил поддержку депутатов, должна была начаться конструктивная работа президента и Верховного Совета, но этого не случилось. Всё произошло с точностью наоборот. Избавившись от Гайдара, депутаты продолжили давление на президента и на VIII съезде, открывшемся 10 марта, отменили принятое в декабре постановление о стабилизации конституционного строя и вместе с этим отменили своё раннее решение о всероссийском референдуме по новой Конституции. Мотивировка обосновывалась необходимостью осуществлять конституционную реформу на основе полномочий, предоставленных действующей Конституцией самому съезду народных депутатов. Кроме того, депутаты всё-таки ввели в действие поправки, ограничивающие полномочия президента.
В ответ 20 марта Ельцин выступил с телеобращением, в котором сообщил, что подписал указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса власти». Президент отметил, что в соответствии с указом не имеют юридической силы любые решения государственных органов и должностных лиц, которые будут направлены на отмену и приостановление указов и распоряжений президента, а также постановлений правительства. На 25 апреля российский лидер назначил референдум о доверии президенту и вице-президенту, а также по проекту новой Конституции и закону о выборах парламента.
Депутаты вместе с присоединившимся к ним вице-президентом пошли в наступление. Был собран внеочередной VIIII съезд с целью запуска процедуры импичмента президенту. Ельцин вновь пошёл на компромиссы и сдал часть своей команды. В первые дни он был вынужден согласиться на отставку министров Василия Барчука и Андрея Нечаева, но в то же время предложил дополнить вопросы для голосования вопросом о доверии ещё и съезду. Тогда российский лидер остался в выигрыше, депутатам не удалось включить вопрос об импичменте в повестку заседания. Он был включён в повестку дня ближе к последним дням заседания, однако голосование по нему провалилось. Лишь 617 депутатов проголосовали за отрешение Ельцина от занимаемой должности. Семьдесят два недостающих голоса помогли Ельцину выиграть этот раунд политической борьбы. Съезд одобрил проведение референдума 25 апреля, но на референдум выносилось четыре вопроса.
Первый вопрос: «Доверяете ли вы президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?» Второй вопрос: «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?» Третий вопрос: «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?» И, наконец, четвёртый последний вопрос: «Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?»
За доверие Ельцину высказалось 58,7% населения. 53% поддержало его экономическую политику. Почти 50% посчитало, что необходимо досрочно переизбрать президента. И почти 68% поддержало досрочные выборы народных депутатов. Это была победа Ельцина.
30 апреля газеты опубликовали президентский вариант новой Конституции, а 1 мая в Москве состоялось несанкционированное шествие оппозиции.
21 сентября Ельцин выступил по телевизору и сообщил о подписании указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской федерации». Он постановил прервать законодательные, распорядительные функции съезда и Верховного Совета до избрания нового парламента, выборы в который назначались на 12 декабря. Дата 12 декабря так же оговаривалась в указе как дата окончания подготовки Конституционной комиссией и Конституционным совещанием единого проекта Конституции. До созыва нового парламента — Государственной думы Федерального собрания — Ельцин рекомендовал руководствоваться его указами и постановлениями правительства. Конституционному суду предлагалось до начала работы Федерального собрания не созывать заседаний.
В ответном выступлении Руслан Хасбулатов квалифицировал действия президента как государственный переворот, а президиум Верховного Совета прекратил полномочия Ельцина. Сделано это было на основании тех самых поправок в Конституцию, которые сами депутаты ранее и приняли. Вечером того же дня состоялось экстренное заседание Конституционного суда. Большинством голосов судьи признали президентский указ антиконституционным. Закончился первый день противостояния тем, что по президентскому приказу Белый дом отключили от всех коммуникаций, от правительственной и телефонной связи, блокировали счета Верхового Совета. Милиционеры выставили по периметру здания оцепление, а сторонники Верховного Совета начали возводить баррикады.
На следующий день, 22-го числа, в Белом доме началась 7-я экстренная сессия Верховного Совета. Депутаты подтвердили принятые ранее президиумом решения об отстранении Ельцина от должности и о возложении президентских полномочий на Александра Руцкого.
Ельцин решил делать ставку на декабрьские выборы. «После 21 сентября поезд, движущийся к новым декабрьским выборам, начнёт набирать скорость, — писал в воспоминаниях Борис Николаевич. — У депутатов, сидящих в Белом доме, появится альтернатива: либо выходить из своего бункера и включаться в нормальную предвыборную борьбу, либо остаться там, чтобы навсегда выпасть из политической жизни России». История кровопролитного противостояния ветвей власти в октябрьские дни 1993 года — отдельная тема.
Несмотря на беспрецедентный кризис, работа над проектом Конституции не прекращалась. 23 сентября Ельцин издал распоряжение о продолжении работы Конституционного совещания, однако вскоре новым распоряжением от 11 октября образовал на его базе Государственную палату. В тот же день было издано положение об Общественной палате Конституционного совещания, координатором которой стал Анатолий Собчак.
Уже 15 октября появился президентский указ № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации»: «Признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы государственной жизни постановляю: провести всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вынести на всенародное голосование проект Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционным совещанием. Включить в бюллетень для голосования формулировку: "Принимаете ли вы Конституцию Российской Федерации?" "Да" или "Нет"… Установить, что в случае принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования».
12 декабря на вопрос «Принимаете ли вы Конституцию РФ?» положительно ответило 58,4% пришедших на референдум. Отрицательный ответ дало 41,57%. В тот же день состоялись и выборы в Государственную думу и Совет Федерации. Несмотря на всероссийскую поддержку на апрельском референдуме, выборы Ельцин проиграл. Партия «Выбор России», возглавляемая Егором Гайдаром, добилась лишь второго места. Первое место досталось малоизвестной до этого ЛДПР Владимира Жириновского.
Филипп Астров