Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Вологда купеческая

06 Января 2016

Как известно, с самого своего основания Вологда выступала центром торговли, причём его расцвет в этом качестве пришёлся на XVI–XVII века. После того как построили Петербург, торговля с Западной Европой стала вестись через него, и Вологда потеряла своё былое значение. В XIX веке это был уже обычный губернский центр.

Дом Варакина

Однако он по-прежнему оставался городом с достаточно развитой торговлей, а купечество играло огромную роль в жизни города наряду с местным дворянством. Обладая достаточными средствами, они могли себе позволить строительство хороших каменных особняков.

Практически все актуальные тогда архитектурные стили отображались в городе, причём далеко не всегда в чистом виде. Одним из первых зданий в стиле барокко был дом Анастасии Кусковой (1777), позже превращённый в ночлежный дом. Дом Фёдора Варакина изначально построен в раннебарочном стиле, но с приходом моды на классицизм его перестроили.

Первым вологодским классицистическим зданием является построенная в 1780-х годах Скулябинская богадельня, «интересный образец провинциального зодчества», изначально бывшая особняком купца Николая Скулябина (дважды становился вологодским городским головой — с 1826 по 1828 год и с 1850 по 1851 год), переданным им в 1843 году под богадельню.

Впрочем, при первенстве идей классицизма дом не обошёлся и без влияния других стилей: например, розетки над окнами и на боковых фасадах, подковообразные архивольты с гирляндами — это влияние рококо, «объём здания по-барочному замкнут, а интерьеры с невероятно толстыми стенами, внутристенными лестницами, сводами первого этажа уподобляют здание пещере и свидетельствуют о традициях XVII века», — пишет историк Ирина Балашова.

Это некогда красивое и величественное здание, стоящее на набережной в районе Заречье, ныне находится в аварийном состоянии: внутренние конструкции разрушены, интерьеры полностью утрачены, на фасаде многочисленные трещины, а комплексная реставрация так и не была начата. Есть угроза потери уникального памятника архитектуры.

В 1781 году построен один из красивейших особняков города — дом Ивана Барша. В отличие от вышеперечисленных зданий он принадлежал представителям дворянского сословия. Иван Барш родился в семье морского офицера немецкого происхождения в Вологодской губернии.

По семейной традиции поступил на флот и в 1769 году стал капитаном первого ранга. В этом чине он принимает участие в знаменитой Первой архипелагской экспедиции.

Дом Барша

На корабле «Саратов» побеждает турок при Наполи-ди-Романья, а потом становится участником легендарного Чесменского сражения. За свои подвиги удостаивается по возвращении ордена Святого Георгия IV класса, а затем производится в контр-адмиралы (1773).

С 1788 по 1797 год командует Архангельским портом, в 1790 году производится в полные адмиралы. Оставив службу, поселился в своём вологодском имении, где и скончался в 1806 году. На флоте служили и его дети, из них сын Николай с 1810 по 1816 год являлся ещё и вологодским гражданским губернатором.

Именно Иван Яковлевич был первым владельцем и заказчиком данного здания, построенного в стиле классицизма с элементами барокко — типичном для того времени смешении различных архитектурных стилей. Впрочем, они объединены здесь очень тонко и гармонично, что говорит о незаурядном таланте архитектора. Данное здание служило главным домом большой городской усадьбы.

Дом губернатора (слева)

«План зданий делится на три части с группировкой анфилады жилых комнат вокруг сеней в центре зданий, вход осуществлялся со двора. В XIX веке со двора сделаны пристройки», — отмечает историк И.Б. Балашова.

Кроме того, она подчёркивает, что это первый в Вологде (за исключением палат Иосифа Золотого на Архиерейском подворье) дом, оформленный пилястрами большого ордера, имеющий три этажа (причём лишь верхние этажи объединены на фасаде ордером).

Облик указанной постройки «вызывает в памяти не столько мощные, патетические образы барокко, сколько изнеженные прихотливые мотивы интерьеров рококо, стиля Людовика XV». По словам краеведа Георгия Лукомского, дом Барша — это уникальное строение для русской провинции, так как подобные дома он встречал прежде только в Варшаве.

В 1807 году потомки адмирала продали дом и всё владение в казну, после чего в нём разместилось губернское правление, в частности, там жил вологодский вице-губернатор. Он должен быть хорошо известен тем, кто смотрел фильм «Дядюшкин сон» по повести Фёдора Достоевского. В кинокартине дом Барша «сыграл» дом главной героини — Марии Москалёвой.

Собственно, уличные виды города Мордасова снимались именно в Вологде, и поэтому фильм весьма интересен для вологодских краеведов, поскольку там можно наблюдать город в середине 1960-х годов, включая ряд зданий, не сохранившихся до наших дней.

Стоит также отметить Дом губернатора, выстроенный в 1786–1792 годах по проекту Петра Бортникова (1728–1791), первого губернского архитектора, работавшего в Вологде с 1785 по 1791 год и имевшего опыт работы в Москве, где он принимал участие в строительстве Головинского, Кремлёвского и Воробьёвского дворцов, здания Воспитательного дома, нескольких больниц и зданий правительственных учреждений.

Это — здание, возведённое в стиле раннего классицизма.

Историк архитектуры Мария Фехнер уточняет, что для него использовались бывшие палаты соляного подворья Спасо-Прилуцкого монастыря. «План здания делился на две продольные части с коридором посредине, комнаты располагались анфиладами. Это самое близкое классицизму по строгости и сухости деталей здание».

Этот дом повидал в своё время высоких гостей. В 1824 году у губернатора Николая Брусилова (двоюродный дядя знаменитого героя Первой мировой войны) гостил император Александр I, а в 1858 году у Филиппа СтоинскогоАлександр II.

Здесь принимали и его сыновей — великих князей Алексея Александровича, Владимира Александровича и Сергея Александровича.

После революции здание занимают советские и партийные учреждения. С 1960-х по 1977 год тут располагался городской отдел милиции, а затем первый отдел милиции города Вологды.

В 2000-е годы в доме проводились ремонтно-реставрационные работы. По их завершении в 2009 году в нём разместились региональная приёмная президента Российской Федерации и приёмная Правительства Вологодской области.

С 2012 года по предложению губернатора Олега Кувшинникова здание используется для проведения церемоний торжественной регистрации брака.

В конце XVIII века строится дом Вологодского губернского Дворянского собрания. Изначально это был главный дом усадьбы богатого вологодского дворянина М.А. Колычева. В 1822 году его уступают городскому дворянскому сообществу за 30 000 рублей.

Дворянское собрание

Это здание можно отнести к зрелому классицизму, не характерному для Вологды тех лет. «Его центральный фасад, выходящий углом от двух улиц, словно округлый, упрямый форштевень громадного корабля, рассекающего океан времени», — отмечает вологодский писатель Роберт Балакшин.

16 октября 1824 года в здании Дворянского собрания был дан бал в честь императора Александра I, посетившего Вологду, а 15 июня 1858 года — в честь Александра II (их парадные портреты висят там и сегодня). Здание сейчас восстановлено практически в первоначальном своём виде как снаружи, так и изнутри. Можно сказать, что это единственный сохранившийся интерьер дома XVIII века в Вологде. В наше время там располагается Областная филармония имени В.А. Гаврилина.

В 1822–1823 годах богатый купец 2-й гильдии и сахарозаводчик, бургомистр Вологодского городового магистрата (1823–1826), вологодский городской голова (1829–1831, 1838–1841), коммерции советник (1839) Афанасий Витушешников, представитель известной вологодской купеческой династии (его отец Осип Иванович был вологодским градоначальником с 1817 по 1818 год, а брат Алексей — с 1844 по 1846 год и с 1852 по 1855 год, коммерции советник [1829], потомственный почётный гражданин), строит на Дмитриевской набережной (ныне Набережная VI Армии) особняк в стиле классицизма — двухэтажный дом с мезонином.

Дом Витушешникова

Позже дом перестроили, и он стал трёхэтажным. Средняя часть главного фасада декорирована 8-ю пилястрами с коринфскими капителями и завершена треугольным фронтоном. По мнению И.Б. Балашовой, «он полностью отвечает всем требованиям классицизма».

Георгий Лукомский оценивает здание следующим образом:

«Построенный в 1822–23 годах, дом представляет собою отличное здание эпохи классицизма. Правда, несколько сухое выполнение деталей да, пожалуй, и плоское, робкое выполнение всех форм указывает на то, что мастер был не первоклассный.

Наличники (фронтонные) второго этажа совсем плохи: они зажаты пилястрами; окна чрезвычайно удлинены; балконная решетка, кронштейны, орнаменты в ромбах и капители выполнены хорошо. Карнизы неудачны, особенно во фронтоне».

В октябре 1824 года в этом доме во время своего визита в Вологду останавливался император Александр I. О его пребывании там Лукомский приводит в своей книге рассказ, записанный в 1867 году краеведом Николаем Суворовым:

«По окончании молебствия Император изволил отправиться в квартиру, приготовленную для него в доме Бургомистра 1-й гильдии купца Витушешникова. Государь ехал через рынок по Кирилловской улице, на Красный мост и по набережной. На крыльце был встречен хозяином дома с хлебом и солью. Тут же гражданский губернатор имел честь подать ему рапорт.

В этот вечер только генерал-губернатор и гражданский губернатор удостоились чести лично разговаривать с Государем. Получив благодарность, они откланялись. Ночью, когда уже все спали, Император, оставшись один, оперся случайно на столик, поставленный около его кровати и, заметив, что он качается, отпилил ножку собственноручно.

Государь приказал своему камердинеру передать хозяевам дома, — что “это сделал он в память своего у них пребывания”. Витушешниковы до сих пор хранят, как драгоценность, и этот столик, и пилу, и даже опилки».

В 1870 году дом перешёл в ведение вологодского губернского земства, с конца XIX века и до 1918 года в здании находилась Вологодская губернская земская управа (кабинет её председателя располагался в комнате, в которой ночевал император).

Управа насчитывала 17 отделов, в которых работало около 250 сотрудников. В здании проводились съезды учителей, врачей, работников сельского хозяйства и других.

После ликвидации земства в доме находились советские административные учреждения, совпартшкола, библиотека, в годы войны — штаб Оборонстроя, а с мая 1981 года в нём располагается Вологодская центральная районная больница. На углу набережной и Дмитриевской улицы (ныне Комсомольская) находился деревянный флигель с торцевой каменной стеной.

В начале ХХ века по требованиям пожарной безопасности по фасаду со стороны набережной была поставлена каменная стенка. В конце XIX века в нём разместились слесарные мастерские Александра Молчанова, с 1902 года — мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники.

В 1960-е годы этот дом снялся в уже упоминавшемся выше фильме «Дядюшкин сон» в качестве городского театра. В начале XXI века здание заменил каменный новодел, воспроизводящий формы первоначальной постройки без каменного фасада.

Сергей ЗЕЛЕНИН

Сергей Зеленин