Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Душа моя принадлежит России»

07 Февраля 2021

Великая княгиня Елизавета Феодоровна, хоть и была по крови родной внучкой английской королевы Виктории, стала русской не по букве, а по духу и вере.

Елизавета Феодоровна

 

История России знает множество примеров того, как люди, приехав в нашу страну из Европы, Америки и даже с Чёрного и Жёлтого континентов и представлявшие самые разные социальные группы, ощутив на себе постоянное действие священных сил, испытали преображение. И, как следствие, и сами себя стали считать подлинно русскими людьми, и так же их воспринимали другие — будь то принадлежащие к титульной нации жители России или иностранцы, проживающие за границей.

Государствообразующая и культурообразующая религия России — это православие, что в наше время закреплено в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Тот, кто становится гражданином России, не может не сознавать этого.

Именно поэтому основы православия являлись краеугольным камнем Императорского дома Романовых в России.

Принцесса Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская, домашние звали её Эллой, — вторая дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы Мод Мери, второй дочери английской королевы Виктории и принца Альберта, которая родилась и выросла в Букингемском дворце.

Букенгемский дворец

 

Крёстными новорождённой Эллы были Эдуард, принц Уэльский (будущий король Эдуард VII), цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой, великой княгиней Марией Фёдоровной, младшая дочь королевы Виктории принцесса Беатриса, Августа Гессен-Кассельская, герцогиня Кембриджская, и Мария Анна, принцесса Прусская.

Семья великого герцога Дармштадтского пережила несколько трагедий. В 1873 году брат Эллы Фридрих выпал из окна во время игры и в возрасте двух с половиной лет скончался. Мать чрезвычайно глубоко переживала эту беду, но сама Элла, казалось, страдала вдвойне: в 9 лет она принесла обет целомудрия, чтобы в будущем не переживать столь страшную потерю.

В 1878 году принцесса, которая жила в одной комнате с Эллой, заболела дифтерией. Сестру срочно перевели в другую комнату, и Элла осталась единственной, кто не заболел, в то время как все другие члены семьи заразились. Герцогиня Алиса самоотверженно ухаживала за всеми членами своей семьи вместе с врачами, но 16 ноября маленькая Мари скончалась. Мать скрывала смерть сестры от остальных больных детей, им сказали об этом только тогда, когда все больные были вне опасности. Не успела семья оплакать потерю, как заболела сама герцогиня Алиса и в годовщину смерти своего отца, принца Альберта, умерла в возрасте 35 лет.

Людвиг IV вступил в морганатический брак с Александриной Гуттен-Чапской, а Элла и её младшая сестра Аликс отправились к бабушке — королеве Виктории в Осборн-хаус. Дальнейшее воспитание и образование они получили в Англии. С малых лет стараниями матери, которая хоть и была дочерью королевы Англии, многое по хозяйству умела делать сама, они сами наводили порядок в комнате, топили камин, умели приготовить еду, шили и вышивали. Дети вместе с матерью посещали госпитали, приюты, дома для инвалидов, стараясь по мере возможности облегчить и скрасить пребывание в них страждущих. Всему этому великая герцогиня Алиса научилась у своей матери-королевы.

Александра Феодоровна, сестра Елизаветы, русская императрица

 

Венценосная бабушка лично продолжила воспитание внучек. Не всякая европейская принцесса могла бы похвастать, как Елизавета, что вязать её учила собственноручно королева Англии!

3-го (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца принцесса Елизавета сочеталась браком с Сергеем Александровичем Романовым, пятым сыном императора Александра II, братом императора Александра III. Они знали друг друга с детства — Сергей не раз гостил и в Германии, и в Англии, благо родственников по всей Европе хватало. Православное бракосочетание совершил придворный протопресвитер Иоанн Янышев; венцы держали цесаревич Николай Александрович, наследный великий герцог Гессенский, великие князья Алексей и Павел Александровичи, Дмитрий Константинович, Пётр Николаевич, Михаил и Георгий Михайловичи.

Но Елизавету, воспитанную в протестантизме, никто насильно не заставлял менять вероисповедание: в тот же день в Александровской зале пастором церкви Святой Анны было совершено богослужение и по лютеранскому обряду.

Новой великой княгине Елизавете предстояло пройти нелёгкий тернистый путь, чтобы стать в конце этого пути святой Русской православной церкви…

Через 10 лет в Придворном соборе Зимнего дворца венчалась и её младшая сестра Алиса: она стала русской императрицей Александрой Феодоровной, супругой императора Николая II.

Великая княгиня Елизавета в совершенстве овладела русским языком, говорила почти без акцента; ещё исповедуя протестантизм, она посещала православные богослужения, постигая смысл и красоту церковнославянской речи. В 1888 году она вместе с супругом, который был искренне верующим человеком, совершила паломничество в Святую землю — они с мужем должны были присутствовать на освящении русского храма Марии Магдалины, возведённого в Гефсиманском саду. А через три года с глубоким пониманием важности этой перемены в своей судьбе приняла православие.

Она писала отцу: «Я все время думала, и читала, и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна не расставалась всю жизнь — с нею же на груди она приняла мученическую кончину...

В 1891 году великий князь Сергей Александрович был назначен на пост московского генерал-губернатора. Его супруга организовала Елизаветинское благотворительное общество, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Деятельность общества вначале проходила в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елизаветинские комитеты были образованы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии.

Елизавета Феодоровна возглавила Дамский комитет Красного Креста. Жители Москвы любили её: она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных и всюду старалась облегчить страдания людей. Особенно самоотверженной её деятельность оказалась во время Русско-японской и Первой мировой войн: помощь фронту, раненым и инвалидам, а также их жёнам, детям и вдовам была организована ею образцово.

В те годы страну захлёстывали террористические акты, митинги, забастовки, надвигалась революция, а великого князя Сергея Александровича Боевая организация эсеров приговорила к смерти. 18 февраля 1905 года он был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Елизавета Феодоровна своими руками собирала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа...

Крест-памятник на месте гибели генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича

 

На третий день после смерти мужа Елизавета Феодоровна поехала к убийце своего супруга в тюрьму. Она принесла ему прощение и просила Каляева покаяться. Тот отказался. Великая княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но прошение было отклонено. На месте убийства мужа Елизавета Феодоровна воздвигла памятник — крест, сделанный по проекту художника Виктора Васнецова, со словами Спасителя, сказанными Им на Кресте: «Отче, отпусти им, не ведают бо что творят» (Лк., 23:34). Эти же слова стали последними и в её жизни…

Вскоре после гибели мужа она продала свои драгоценности, вернув в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых, а на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и основала в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Это был не совсем обычный монастырь: сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, получали серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку.

Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее — архимандрит Сергий, канонизированный Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский. Обитель оказывала комплексную духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которых часто не просто обеспечивали едой и одеждой, но помогали им в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сёстры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (нищих, пьяниц, больных), отдать детей в приют, где за ними был хороший уход, они получали образование и профессию. При обители имелись больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и другие вспомогательные службы.

В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия. Елизавета Феодоровна состояла почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. В 1910 году она вместе с императрицей Александрой Феодоровной взяла под своё покровительство братский храм в Бад-Наухайме (Германия).

Поселившись в своей обители, великая княгиня вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными, читала Псалтырь по усопшим, а днём вместе с сёстрами обходила беднейшие кварталы, Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Её очень уважали за достоинство и простоту, с которой она держалась.

Она встречалась с известными старцами того времени: схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) из Елеазаровой пустыни, схиигуменом Германом (Гомзиным) и иеросхимонахом Алексием (Соловьёвым) из Зосимовой пустыни.

В 1917 году после отречения Николая II от престола из Европы прибыли посланцы от её бабушки, королевы Виктории, чтобы уговорить великую княгиню уехать в безопасную Европу. Елизавета Феодоровна отказалась покинуть Россию и продолжала исполнять устав своей обители. Весной 1918 года её арестовали и выслали из Москвы в Пермь.

В мае 1918-го её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера», а через два месяца — в город Алапаевск. Она не теряла присутствия духа, в письмах наставляла оставшихся на свободе сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. При ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавету Феодоровну держали в заточении в здании школы. И здесь она успевала творить добрые дела: до сих пор возле школы растёт яблоня, по преданию, посаженная ею…

Святая новомученица Елизавета

 

В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Феодоровна была сброшена палачами в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли великий князь Сергей Михайлович, князь Иоанн Константинович, князь Константин Константинович (младший), князь Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, Феодор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича, и сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. Все они, кроме великого князя Сергея Михайловича, застреленного за попытку сопротивления, были сброшены в шахту живыми. Когда их тела извлекли, то обнаружилось, что некоторые жертвы ещё долго оставались живыми после падения, смерть их от голода и ран была мучительной. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв...

31 октября 1918 года Белая армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и скрыли их в склепе. Через год красные осадили город. Чтобы не оставить на поругание, гробы мучеников извлекли, и они отправились дальше, на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встретил начальник Русской духовной миссии архиепископ Иннокентий (Фигуровский), и все невинно убиенные, кроме великой княгини Елизаветы и сестры Варвары, были захоронены.

А два гроба продолжили путь пароходом и прибыли в Иерусалим. Посещая Святую землю в 1888 году, великая княгиня, осматривая храм Святой равноапостольной Марии Магдалины на Елеонской горе, произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь!» Её пророческому желанию суждено было исполниться. Погребение в январе 1921 года под храмом Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.

В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви великую княгиню Елизавету причислили к лику святых и включили в Собор новомучеников и исповедников Российских (Русской зарубежной православной церковью она была канонизирована ещё ранее, в 1981 году).

Великая княгиня Елизавета Феодоровна, хоть и приходилась по крови родной внучкой английской королеве Виктории, стала русской не по букве, а по духу и вере и является такой же частью православной церкви и России, как и многие лучшие представители Русской державы.

Наталья ЛЯСКОВСКАЯ

Наталья Лясковская