Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Первая победа

04 Февраля 2016

Ровно шестьдесят лет назад хоккейная сборная СССР впервые победила на Олимпийских играх!

Это случилось в Италии, в альпийском городке Кортина д`Ампеццо. Впервые наши спортсмены приняли участие в зимних Олимпийских играх. Меньше одиннадцати лет прошло после Великой Отечественной. Поколение, которое выходило на лёд в 1956-м, выбито, искалечено войной. К тому же канадский хоккей в СССР получил приметное распространение только в 1946 году. Эту лихую игру в то время у нас называли по-свойски «шайбой».

На одном из первых матчей побывал Климент Ворошилов, большой любитель зимних спортивных забав. Он подбодрил будущих чемпионов: «Канадский хоккей — игра русская. Потренируемся и канадцев обыгрывать будем!». Как в воду глядел «первый красный офицер».

Играли на открытых стадионах, без искусственного льда — в мороз и в оттепель. «Шайбой» увлеклись молодые мастера русского хоккея, хоккея с мячом, такие как Всеволод Бобров. Они привнесли в канадскую игру виртуозное катание, ажурную технику, расчётливый пас, а навыкам силовой борьбы и разнообразным броскам учились у «друзей-соперников» — опытных «чехословаков». Но через год-другой советские мастера научились побеждать недавних наставников.

Репродукция Фотохроники ТАСС

Хоккей — не война, спортивные соперники — не враги. Хотя так уж повелось, что для многих из нас патриотические эмоции связаны именно с хоккейными торжествами. Поднимается красный флаг, чемпионы (у каждого на груди — четыре буквы!) слушают гимн — для многих эта картина стала эмблемой наших побед, не только спортивных.

Тут важен и дух этой игры — мужественной, в которой требуются и ухарство, и расчёт. И антураж, напоминающий о Ледовом побоище. Клюшка — почти как меч-кладенец, шлемы тоже почти как у витязей. Правда, Бобров и его товарищи чаще играли без шлемов.

Фронтовик Николай Сологубов - лучший защитник мирового хоккея 1950-х.

Знаменосцем олимпийской сборной СССР был в 1956 году Николай Сологубов. Один из тех уникальных бойцов, которых Суворов называл чудо-богатырями. Лишь один хоккеист в истории дважды был признан лучшим игроком Олимпиады. Это советский защитник, фронтовик, армеец Николай Сологубов — в 1956-м и в 1960 году. Кстати, уже в 1956-м ему было 32 года. До сих пор никому — ни одному голкиперу, защитнику или форварду — не удалось повторить его достижений.

Соперники не знали, что с фронта Сологубов вернулся с перебитыми берцовыми костями. Он не просто прерывал атаки соперника неожиданными силовыми приёмами и ловкими манёврами, но и атаковал. Когда на Олимпиаде-56 канадский защитник разбил ему лицо, Сологубов отмахнулся от врача: «Лечиться будем после игры!». В 350 играх он забросил 128 шайб — уникальный результат для защитника.

Наши болельщики ломали головы: как поддержать советских спортсменов — так, чтобы на весь мир было слышно? Пришлось испробовать разные варианты: «Давай! Давай!», «Ещ-щё штуч-ку!», однако слаженного хора не получалось. У иностранцев выходило лучше, а наши кличи звучали сиротливо. И тогда Лев Кассиль предложил скандировать по слогам: «Мо-лод-цы!».

Его поддержал другой писатель — Сергей Михалков. Посланцы СССР прорепетировали этот номер на прогулке, а потом выдали на стадионе, на хоккейном матче. И — сработало. Клич действительно прозвучал на весь мир, быстро стал узнаваемым. Кассиль с удовольствием пояснял иностранцам, что означает это звучное русское слово.

Всеволод Бобров. Дружеский шарж

Сборная Канады — шестикратные олимпийские чемпионы. Наши — дебютанты. Причём Боброва канадцы постарались «закрыть», но пропустили броски недооценённых мастеров — и Юрия Крылова, и Валентина Кузина.

Назовём имена победителей.

Вратари — Николай Пучков, Григорий Мкртычан.

Защитники — Николай Сологубов, Иван Трегубов, Генрих Сидоренков, Дмитрий Уколов, Альфред Кучевский.

Нападающие — Всеволод Бобров, Алексей Гурышев, Виктор Шувалов, Валентин Кузин, Александр Уваров, Юрий Крылов, Евгений Бабич, Юрий Пантюхов, Николай Хлыстов, Виктор Никифоров.

Тренеры — Аркадий Чернышёв и Владимир Егоров.

Арсений ЗАМОСТЬЯНОВ

Арсений Замостьянов