Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Владимир ленин: через войну к революции

22 Апреля 2016

Кто бы мог подумать летом 1916 года о том, что уже спустя полтора года у власти в России утвердятся большевики и вскоре в стране вспыхнет самая настоящая гражданская война?! Между тем вождь большевиков Владимир Ленин ещё за два года до этого заявлял, что «превращение современной империалистической войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг»…

Начало Первой мировой войны и падение в феврале 1917 года монархии разделял 31 месяц. Ещё через 8 месяцев — в октябре 1917-го — у власти утвердился В.И. Ленин, который с тех пор считается главным творцом «величайшего события российской истории XX века». Правда, за всё это время Ленин находился в революционной столице всего 4 месяца (с начала апреля по конец октября 1917 года), но, похоже, этот факт никого не смущает. У революции должен быть вождь, и в том, что все нити управления ею были в руках Ленина, никто не хочет усомниться. Впрочем, по отзывам современников, Ленин в полном смысле слова «жил революцией»…

Внутренние факторы

Чтобы ни говорили апологеты монархии, самодержавная система вызывала ту или иную степень — осознанного или неосознанного — протеста во всех слоях населения. Отсюда не только возникновение либеральной оппозиции, но и «успех» российского социализма в двух его основных вариантах: марксистском (пролетарском) и народническом (крестьянском). Иного не могло быть: если слой образованных людей не находит естественного применения своим способностям к лидерству и управлению, то из них начинает складываться антисистемное сообщество, руководствующееся постулатами, изначально противоположными существующей государственности. Стоит ли удивляться, что такое сообщество интеллигенции взяло на вооружение «самые передовые» социальные теории и занялось поиском не только легальных, но и нелегальных способов воплощения их в жизнь.

В такой ситуации не было никакой гарантии, что в критических обстоятельствах интеллигентские доктрины не начнут резонировать с народными утопиями и предрассудками. Разумеется, русский марксизм носил поначалу подражательный характер. Но случается, что ученики «по молодости» оказываются куда нетерпеливее своих учителей. Таковыми оказались российские большевики. Они искали кратчайшие пути реализации своих идей, мало задумываясь о средствах их реализации. Предполагалось, что российский пролетариат в союзе с крестьянством развернёт борьбу против самодержавия, а после его свержения при поддержке беднейшей части сельских тружеников выступит на борьбу с буржуазией за социализм. Но история существенно скорректировала эти планы.

С началом Первой мировой войны Ленин обратился к факторам глобального порядка. Война стала связываться им с грядущим крахом капитализма в его высшей «империалистической» стадии. Теперь Ленин вдохновлялся не столько «Капиталом» Карла Маркса, сколько книгой Джона Гобсона «Империализм» (1902 год).

Согласно английскому автору, капитализм приобрёл глобальный характер. На повестке дня — передел мира между ведущими империалистическими державами. Под впечатлением от нарисованной Гобсоном картины, «подтверждённой» разразившейся в 1914 году Первой мировой войной, Ленин уверовал в близость мировой революции — «универсальное» средство победить и самодержавие, и русскую буржуазию, и международный империализм. Позднее Ленин откровенно признал:

«Не будь войны, Россия могла прожить годы и даже десятилетия без революции против капиталистов».

Владимир БУЛДАКОВ

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В № 5 ЖУРНАЛА «ИСТОРИК». СКОРО В ПРОДАЖЕ.

Владимир Булдаков