Три жизни кирово-чепецка
15 Августа 2016
Недавно Кирово-Чепецку исполнилось 60 лет. Судьба этого города напоминает судьбу многих моногородов постсоветского пространства. Кирово-Чепецк (в просторечии Чепецк) раскинулся у места слияния рек Вятки и Чепцы, в 44 км от областного центра — города Киров. Возник Чепецк на месте нескольких деревень: Балезино, Боёво, Усть-Чепца… В 1935 году было принято решение о строительстве Кировской ТЭЦ (теплоэлектроцентрали) в этих местах. Семь лет спустя населённый пункт при ТЭЦ получил название рабочего посёлка, а в марте 1955 года — статус города.
Следующие 35 лет были самыми лучшими в жизни города. Когда в 1979 году мои родители переехали в Кирово-Чепецк, он переживал свой расцвет. Неслучайно Чепецк называли городом строителей. Возводились новые центральные и жилые кварталы. Население города быстро росло: в 1959 году — 28 726 человек, в 1970-м — 50 994, в 1979 году — 71 489, а в 1985 году — 85 000[1].
Город формировался вокруг химзавода. Имелись и другие предприятия. Всюду создавались достойные условия труда. В двух больницах работали замечательные врачи. Многое в городе делалось и для полноценного отдыха трудящихся: великолепная набережная, дворцы культуры, кинотеатр, библиотеки, музей… Глаз радовали тихие улицы, красивые дома.
Удивительную красоту утопающего в зелени Чепецка отмечали многочисленные гости со всего Советского Союза.
Вовсю развивался спорт. «Где вы найдёте другой такой северный город, в котором все дети-дошкольники умеют плавать?» — говорилось в фильме про Кирово-Чепецк (1979 год). Но самым популярным видом спорта оставался хоккей. Город прославился своими спортсменами. Одно только имя Александра Мальцева, гремевшее в СССР в 1970–1980-х годах, чего стоит. В числе лучших вратарей тех лет был Владимир Мышкин. В Кирово-Чепецке уже тогда существовал спортивный городок. Располагался он в уютном парке, более похожем на лес.
Неподалёку находилась замечательная база отдыха Каркино. А областной центр рядом — буквально в часе езды.
Однако в Советском Союзе не всякий мог приехать в Кирово-Чепецк. Город был закрытым, так как имел стратегическое значение для государства.
Конечно, и здесь возникали свои сложности. Но они постепенно решались. А молодой город строился, развивался, находился на взлёте. В 1979 году средний возраст жителей составлял 29 лет, а молодожёнов — 22 года. Чепецк ждало большое будущее. Кто бы мог подумать, что этот взлёт будет цинично прерван.
Всё начало меняться с развала Большой России (СССР). Введение правительством «реформаторов» пресловутой «рыночной экономики» разорило ключевые отрасли народного хозяйства. Особенно пострадали предприятия военно-промышленного комплекса. В разы сократилось и производство Кирово-Чепецкого химзавода, являвшегося градообразующим предприятием.
Началась безработица. Стала затухать вся социальная сфера, лишённая средств к существованию. В плачевном состоянии оказались библиотеки. Фактически закрылся популярный кинотеатр «Восток». Превратился в руины располагавшийся в районе ТЭЦ Дворец культуры. Остановилось строительство ледового Дворца спорта.
В 1990-е годы постепенно стали разваливаться строительные организации. Многие квалифицированные рабочие нанимались к частникам или уезжали на заработки: в Чепецке невозможно было найти работу.
Проблемы возникли у транспорта. В советское время до областного центра ездили на автобусах Львовского автозавода и венгерских «икарусах». Но после 1991 года связи с этими регионами, как и со многими другими, оборвались. Новая техника в 1990-е и «нулевые» почти не поступала. В сер. 1990-х годов знакомый водитель мрачно шутил: «Скоро в Киров будем ходить пешком».
На фоне разваливающейся социалки ещё более отчётливо высветилась бездуховность общества. Появились и всюду поощрялись сектанты, колдуны, экстрасенсы и прочая нечисть. Распространились пьянство и наркомания. Вместе с общественной системой была уничтожена и система воспитательная. Лишённые интересного дела, ничем не занятые дети и подростки становились лакомой добычей развратников, наркоманов, преступников.
Грустное зрелище представляли чепецкие больницы. Здания не ремонтировались, оборудование не обновлялось. Врачи и медсёстры жили на нищенские зарплаты. Подобная ситуация наблюдалась и в школах.
Ясно, что городские власти не имели плана развития города в 20 постперестроечных лет. Хотя ведь стратегического видения не существовало ни у руководства страны, ни у оппозиции. После трагедии 1991 года страна пребывала в интеллектуальном вакууме.
Все эти перипетии сказались и на демографии. По данным на 2011 год, в Кирово-Чепецке проживало 80 тыс. человек. Получается, что за 20 лет город потерял 20 тыс. жителей. В 2014 году кирово-чепчан насчитывалось уже 75 тысяч. Символичным являются и огромные пустыри. По плану развития города, принятому в 1987 году, здесь должны быть новые микрорайоны. К сожалению, ничего этого нет.
Проходя по улицам родного Кирово-Чепецка, словно гуляешь по Некрополису (городу мёртвых). Но умирает ли он, подобно множеству моногородов России?
Скорее наоборот: наступает третий этап в жизни Кирово-Чепецка.
В любом городе есть люди, создающие вокруг себя островки жизни, закладывающие фундамент для нового роста, движения вперёд. На них всё и держится.
Когда наступают тяжёлые времена, русский народ всегда обращается к своим духовным истокам. Постепенно всё больше и больше людей понимает, что без Бога жизнь бессмысленна. Так и в моём городе многолетние усилия православной общины привели к возведению храма в 1997 году, ставшего реальным духовным центром. Удивительно, как это произошло на фоне всеобщего безденежья. Мы вновь убеждаемся: там, где действует храм, всегда возникает и разрастается своеобразный оазис жизни.
Старая часть города. Проспект Мира
Сейчас в Чепецке возобновляется строительство жилья. Постепенно обустраивается парк. Работают филиалы кировских вузов, хотя и с определёнными трудностями. Есть люди в разных сферах, которые делают всё возможное, чтобы изменить ситуацию. Их много в среде творческой интеллигенции: врачи, учителя, преподаватели, музейные работники, библиотекари, журналисты… Культурная жизнь существует.
На улицах города всё больше мам с колясками. Подрастают молодые люди. Они хотят жить, любить, творить, а отнюдь не умирать. Пусть их не так много, но они привносят энергию и оптимизм в этот город. Многие из моих чепецких студентов ощущают перспективу и категорически не согласны, что их город — умирающий. И так считают не только молодые…
Жизнь продолжается, несмотря ни на что.
Благодаря тем, кто остался и трудится, наступает новая веха Кирово-Чепецка — дорогого моему сердцу городка, куда приятно приехать. Кто-то уезжает на заработки на Север, другие — в областной центр. Однако немало и тех, кто стремится приехать в город детства, отдохнуть после бурь и тревог, почувствовать здесь какое-то умиротворение, а затем, напитавшись неведомой силой родной земли, вновь умчаться в большую кипящую жизнь…
Бытует такое мнение: сёла Центрального Нечерноземья постепенно превращаются в места отдыха горожан. Думаю, примерно то же можно сказать и про небольшие города, пережившие эпоху взлёта в советское время, а теперь ставшие милой тихой провинцией без излишней суеты и надрыва. И Кирово-Чепецк, видимо, не исключение…
Алексей ХАРИН,
кандидат исторических наук
Алексей Харин