На переднем крае
20 Июля 2016
Музей «Сталинградская битва» необычный. В городе, на улицах которого разворачивалось главное сражение Второй мировой, музейные залы и монументы соседствуют с живой памятью о войне. Она — в камнях, в руинах, в выжженной земле…
Есть исполненная величия традиция. Туристы, путешествующие по Волге, прибывают в этот город с цветами. Красные гвоздики бросают в воду у пирса. Здесь при переправе сражались и погибали моряки, бойцы-красноармейцы. Откуда только не приезжают сегодня в Волгоград, чтобы поклониться их памяти. Многие вспоминают своего деда или отца… Город, ставший для гитлеровцев неприступной крепостью, приглашает нас в музей.
Город нашей памяти
Это не просто хранилище с привычными экспонатами под стеклом. Память о войне растворена здесь во всём. Она — в камнях, в руинах, в выжженной земле. И в красном кирпиче мельницы Гергардта — разрушенной, но сохранённой на века как напоминание о войне, всегда бессмысленной, жестокой. Через дорогу — знаменитый дом Павлова, символ стойкости и мужества Сталинграда. С другой стороны — набережная и крутой спуск к Волге. В дни крупнейшей в истории человечества битвы всё тут было охвачено огнём.
В Государственном историко-мемориальном музее-заповеднике «Сталинградская битва» можно точно представить картину и почувствовать атмосферу тех дней. Здесь никогда не забывали героических защитников Сталинграда. По большому счёту, музей возник не по директивам сверху. Когда город начали, по сути, отстраивать заново, свидетельства боёв стали реликвиями. Люди относились к памяти о подвиге Сталинграда как к святыне, а к восстановлению города — как к святой обязанности.
Не забыть, как открывали монумент на Мамаевом кургане. Тогда в Волгограде собрались руководители государства, полководцы. Самое сильное впечатление произвели три слова, с которых начал свою речь маршал Василий Чуйков: «Братцы мои, сталинградцы…» Это прозвучало так, что у тысяч людей перехватило дыхание и блеснули слёзы. Чуйков командовал 62-й армией, которая шесть месяцев сражалась на разбитых улицах Сталинграда. На Мамаевом кургане находился командный пункт Чуйкова. И сейчас там по-прежнему, как писал Василий Иванович в своём завещании, «слышится рев волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал».
Цветущий до войны город был почти полностью разрушен. Мало кто знает, что в 1943 году на Тегеранской конференции Уинстон Черчилль предложил сохранить эти руины, чтобы грядущие поколения могли увидеть величие победы на Волге. С ним согласился Франклин Рузвельт. Но Иосиф Сталин сразу отклонил это предложение: город-герой должен был восстать из пепла, как феникс. И сейчас лишь несколько фрагментов военного Сталинграда остались нетронутыми. Чтобы живые помнили.
Первые экспонаты для музея начали собирать по приказу городского комитета обороны… в пылающем Сталинграде, под жестокими бомбёжками в 1942 году. Рискуя жизнью, их вывозили в Заволжье. Только представьте, как надо верить в победу, чтобы думать о будущем музее, когда враг здесь, на берегу Волги!
Сегодня в музее более 150 тыс. единиц хранения, но эта цифра постоянно растёт, так как не прекращается научно-исследовательская работа, появляются новые свидетельства переломившей ход войны битвы.
8 мая 1965 года Сталинграду, уже переименованному в Волгоград, было присвоено звание города-героя наряду с ещё пятью городами и крепостью Брест. Среди экспонатов музея — полученные Волгоградом в тот день орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».
Музей-панорама «Сталинградская битва»
«Но помнит мир спасённый…»
Это сейчас на Западе переписывают историю, а в те годы все мировые лидеры называли победу на Волге величайшим событием, повлиявшим на судьбы человечества, изменившим ход войны.
Вот наградной меч, выкованный по заказу Его Величества короля Великобритании Георга VI. Как известно, в 1943 году главы антигитлеровской коалиции впервые лично встретились на конференции в Тегеране. Там же произошло одно знаменательное событие, напрямую не связанное с переговорами.
29 ноября в советское посольство в Иране приехали лидеры «большой тройки». Сталин был в парадном светло-сером маршальском мундире, Черчилль — в форме высшего офицера королевских ВВС, Рузвельт — в строгом штатском костюме. Прозвучали гимны Великобритании и Советского Союза, и в зал вошли два английских офицера. В руках одного из них был длинный ящик. Когда британский премьер достал из этого ящика большой стальной меч, богато инкрустированный драгоценными камнями, все замерли в восхищении. Меч являл собой подлинное произведение искусства. Эфес выполнен из платины, рукоять — из золотой канители с горным хрусталём. Ножны украшены золотом и красными эмалевыми звёздами. А рядом — герб королевской фамилии. Надпись на клинке: «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа». Какие ещё нужны доказательства, что мир оценил подвиг защитников Сталинграда?
Сталин целует меч, дарованный Сталинграду королём Великобритании Георгом VI. Советское посольство в Тегеране. 1943 год. Фото AP Photo / ТАСС
Когда Черчилль вручал ценный подарок Сталину, произошёл небольшой казус: советский маршал на какое-то мгновение не удержал меч в руке, но сумел подхватить. А вот на кадрах кинохроники этого эпизода нет. Неловкость вырезали при монтаже. На это обратили внимание сотрудников музея операторы Би-би-си, спустя много лет снимавшие в Волгограде фильм о Сталинградской битве. Если приглядеться, действительно можно заметить практически невидимый лёгкий разрыв плёнки. Это склейка. Человеческие слабости не в чести у вождей. Поэтому советские люди увидели лишь тот момент, когда Сталин держит увесистый подарок вполне уверенно. Приняв меч, он поцеловал его, затем показал Рузвельту.
Сталинграду почётный дар передали не сразу. Это случилось почти через два месяца, накануне первой годовщины победы на Волге. В Кремле на церемонии вручения наград маршал Семён Будённый преподнёс знаменитый меч председателю Сталинградского горисполкома Дмитрию Пигалеву.
Надпись на его клинке на русском и английском языках: «Гражданам Сталинграда, крепким как сталь, от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа»
Подарочный фонд музея насчитывает около 7 тыс. предметов из 65 стран Европы, Америки, Азии, Африки. Тут и произведения искусства, и грамоты, и послания видных государственных и общественных деятелей, и книги, и альбомы с автографами известных людей…
Здесь хранится и грамота президента США Франклина Рузвельта, датированная 17 мая 1944 года. Она — знак благодарности американского народа советским солдатам, в ней слова восхищения их храбростью, силой и любовью к Родине. «Их славная победа, — указано в грамоте, — остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии».
А в конце 1940-х император Эфиопии Хайле Селассие I во время визита в СССР подарил городу серебряный с позолотой щит ручной работы и слоновые бивни в серебряной оправе. И в Эфиопии знают и чтут подвиг Сталинграда… Вовсе не удивительно, что немало стихов посвятил победе на Волге чилиец Пабло Неруда: «Они топтали Прагу сапогами и шли по воплям и слезам парадом — но втоптаны теперь навеки сами в сугробы, в чернозем под Сталинградом». И с другого материка было видно, как горит Волга.
В Волгограде много памятников. Самый известный — «Родина-мать зовёт!». Он возвышается над городом, над братской могилой героев. На весь мир известен и боец с ППШ и гранатой в руках. Эта скульптура называется «Стоять насмерть!». Скульптор Евгений Вучетич создал символ воинской доблести. Солдат встал на пути врага — и врос в землю. А лицо у него — как у воевавшего здесь маршала Василия Чуйкова в молодости…
История одной картины
Сотрудники музея до сих пор находят послания из героического прошлого. Порой очень личные. Но именно такие свидетельства помогают понять всю жестокость и абсурдность войны.
Январь 1943 года. Художник Павел Кирпичёв был командирован в Сталинград, в 66-ю армию, которой командовал генерал-лейтенант Алексей Жадов. Художники — народ увлекающийся. В первые же дни командировки, сам не зная как, Кирпичёв оказался в буквальном смысле на передовой. Видно, политотделовцы недоглядели. Вокруг шёл бой, а он увлечённо делал наброски в своём альбоме. Уговорил молодого солдата, которого прислали за ним, чтобы вывести с опасного участка, задержаться ещё на несколько минут — уж очень хотелось закончить работу. Он рисовал подбитый танк. Вдруг из-под танка вылез немец и, что-то крича, помчался к ним. Солдат, получивший приказ вывести художника из-под пуль, поступил так, как и должен был поступить: выстрелил во врага.
Боевые награды и личные вещи героев Сталинграда
Лицо погибшего немца всё снилось художнику, и через несколько дней он решил вернуться к месту боя. Фашистов уже отогнали дальше. Тело убитого лежало всё там же. Кирпичёв вынул из нагрудного кармана немца документы, взял их с собой. А много лет спустя, когда художника навестила сотрудница музея Светлана Аргасцева, он рассказал ей эту историю, показал картину, написанную по сталинградским зарисовкам, и согласился передать в музей документы того солдата, но с одним условием — найти родных погибшего.
Известно было лишь его имя и то, что он родом из Трира. В музее приступили к поиску. Полетели письма, запросы. Из Трира сообщили, что с 1946 года у особняка, где проживала семья погибшего, другие хозяева, о прежних те ничего не знают. Тогда эту историю стали рассказывать всем немецким туристам, посещавшим музей. Однажды среди них оказалась журналистка Берлинского радио, которая тщательно записала все обстоятельства и пообещала подготовить специальную передачу. Слово своё она сдержала. Наконец в музей пришло письмо от Йозефа Штрауса — племянника Йозефа из январского Сталинграда. Выяснилось, что тот самый немецкий солдат был единственным мальчиком в многодетной семье; после войны его сёстры вышли замуж, а своих сыновей назвали Йозефами в честь брата… Художник Павел Кирпичёв не дожил до завершения поисков всего месяц. Но, как он и просил, документы погибшего в Сталинграде немецкого солдата спустя годы передали его родным.
Здесь можно узнать всё о великой битве
Звезда для героя
Архивы музея хранят свидетельства не только героизма и беспримерного мужества советского народа, но и откровенной несправедливости, а порой и просто глупости некоторых особо ретивых армейских должностных лиц.
Снова январь 1943 года. До победы на Волге оставалось совсем немного. Фашисты ожесточённо сопротивлялись. Экипажу танка КВ лейтенанта Алексея Наумова поставили задачу овладеть высотой Безымянная и хутором Новая Надежда.
Их было пятеро. Командир экипажа Алексей Наумов, старшина Павел Смирнов и три сержанта — Николай Вялых, Пётр Норицын, Феодосий Ганус. Танкисты выполнили приказ, но их машина была подбита. Немцы предложили им сдаться. Экипаж отказался и продолжил бой. Когда у танкистов вышли все боеприпасы, фашисты облили танк горючим и подожгли. Все пятеро погибли, сгорели заживо, предпочтя смерть плену. Однополчане похоронили их в братской могиле близ хутора. Там же покоится и заместитель командира батальона Михаил Фирсов.
Это была героическая часть этой истории. А теперь о глупости. Или о подлости — судите сами.
Пленение генерал-фельдмаршала Паулюса. Сталинград. 1943 год
9 мая 1943 года танкистов представили к званиям Героев Советского Союза. Подвиг, который они совершили, стоил того. Вот только в списке на представление не было одной фамилии. Кто-то в штабе решил, что Герой Советского Союза не может быть с немецкой фамилией Ганус. Он — поволжский немец. Свой, но ведь немец…
То есть погибнуть за Родину, которая, кстати, была у него одна, Феодосий Ганус мог, а получить звание Героя этой Родины, даже посмертно, нет. Годы спустя доблестному экипажу поставили памятник близ хутора, отбитого у фашистов. Благодарные потомки должны чтить память своих героев. Но и глупость с подлостью живучи оказались. Приехавшие на открытие памятника однополчане и родственники танкистов вновь не обнаружили в этом списке Феодосия Гануса. На запросы сына, однополчан и журналистов районная администрация дала странный ответ, что, мол, «фамилия не вписана из-за отсутствия денег»…
В 1996 году журналисты и ветераны Липецка, родного города сержанта Гануса, написали о вопиющем равнодушии президенту Борису Ельцину. Через несколько месяцев указом президента Феодосию Ганусу было присвоено звание Героя России. Хотя в этом случае родственникам не вручается «Золотая Звезда». Тогда по инициативе ветеранов Новолипецкого металлургического комбината, на котором до войны работал танкист, была изготовлена точная копия медали. Земляки постарались и даже золото подобрали такое же.
Теперь эта медаль и наградная книжка хранятся в музее в Волгограде. В зале № 6, рядом с рассказом о подвиге героев. И на памятнике у хутора появилась фамилия Феодосия Гануса. Так что экипаж машины боевой опять в полном составе.
Безмолвный свидетель
Музейный экспонат за номером один — пулемёт Павла Демченко. Он выглядит как израненный боец. Прошитый пулями, вспоротый осколком снаряда кожух, всюду пробоины, вмятины. Пулемёт буквально истерзан. Вот его история. 18 сентября две группы бойцов получили задание выбить гитлеровцев из двух очень похожих и очень важных для всех зданий. К тому времени битва за Сталинград достигла наивысшего напряжения. Каждый дом, каждая улица становились боевым рубежом. Едва переправившись через Волгу, 42-й стрелковый полк 13-й гвардейской стрелковой дивизии закрепился в центре города, оборудовав командный пункт на бывшей паровой мельнице. А эти два дома позволяли контролировать всю площадь и прилегающие к ней строения.
Одной группой командовал сержант Яков Павлов, второй — лейтенант Николай Заболотный. Сегодня весь мир знает о доме Павлова, а кто слышал о доме Заболотного? Между тем молодой лейтенант со своим отрядом не менее самоотверженно защищал город. Дом, который они отбили у немцев, вклинивался в передовую линию фашистов. Здесь враги пытались прорваться к Волге. Но Заболотный с горсткой бойцов спутал их планы, превратив всё большое пространство, простреливаемое из дома, в зону смерти для гитлеровцев. Конечно, немцы бросились отбивать дом. Они решили, что задача не самая сложная. На штурм поднимали небольшие подразделения по несколько раз в день. Однако все атаки были отражены. Тогда противник усилил натиск, но и это не помогло.
По воспоминаниям однополчанина героев Терентия Гридина, Заболотный грамотно организовал систему огня, проинструктировав каждого солдата, как лучше использовать окна, лестницу, подвал, как беречь каждый патрон, ведь подкреплению было очень сложно прорваться.
Пытаясь сломить сопротивление, гитлеровцы пустили танки – под их прикрытием к дому рвалась немецкая пехота. В одной из таких яростных атак лейтенант Заболотный погиб. Немцы расстреливали дом из артиллерии прямой наводкой. Остались лишь стены. Но бойцы Заболотного и после его смерти продолжали удерживать боевой рубеж. До последнего сражался пулемётчик Павел Демченко. Дом Заболотного частично прикрывал дом Павлова, приняв на себя самый сильный удар. Когда подойдёте в музее к пулемёту Демченко, вспомните этих людей, героев обороны Сталинграда.
Ещё один экспонат и ещё одна история. Речь идёт о пленении 31 января 1943 года командующего 6-й армией вермахта генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса. Это звание, как известно, он получил накануне плена. Участники события рассказывали, что командарма и его генералов долго не выводили из подвала универмага, где в последние дни битвы находился немецкий штаб. Оказалось, около двух часов ждали прибытия… фотокорреспондента армейской газеты «За Родину!» Георгия Липскерова. Ведь нельзя же было не запечатлеть для истории пленение командующего крупнейшей за всю историю войн окружённой и уничтоженной вражеской группировки. Радиорепортаж из бункера Паулюса вёл Вадим Синявский — всеми любимый футбольный комментатор. Вся страна прислушивалась к голосам из Сталинграда.
Липскеров отснял несколько кадров и помчался в редакцию. А там выяснилось, что он прихватил с собой из кабинета Паулюса его личную фляжку. Как сувенир… Пока он проявлял фотографии и рассказывал о том, что видел, редакционный художник Юрий Ворогушин нарисовал на фляжке сценки исторической фотосъёмки пленения Паулюса. Сейчас эта фляжка хранится в музее как дар Георгия Липскерова.
Мельница Гергардта — разрушенная, но сохранённая на века как память о войне
Застывшее мгновение битвы
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» — это крупнейшая картина в России (2 тыс. кв. м живописной поверхности и 1 тыс. кв. м пластического рельефа). Экспозицию дополняют также полководческая галерея и четыре диорамы.
Панорама — не только памятник событиям Сталинградской битвы, но и памятник культуры, грандиозное произведение искусства. Идея её создания появилась давно. Ещё в 1943 году генерал-майор Георгий Анисимов писал в открытом письме Сталину о том, что прекрасным памятником подвигу защитников Сталинграда могла бы стать художественная панорама.
Сначала панораму решено было разместить на вершине Мамаева кургана, но затем постановили построить здание для неё возле руин мельницы Гергардта и дома Павлова. Проект был разработан под руководством народного архитектора СССР В.Е. Масляева и главного конструктора Э.В. Темникова. 2 февраля 1968 года, в 25-летнюю годовщину разгрома немецких войск под Сталинградом, заложили плиту в основание будущего здания музея-панорамы. В основу замысла авторов лёг драматический контраст руин старой паровой мельницы и современного здания в форме некоего гиперболоида.
Панорама музея «Сталинградская битва»
Параллельно шла работа и над самой панорамой. Ещё в 1958 году на вершине Мамаева кургана был построен деревянный павильон, где работали военные художники Студии имени М.Б. Грекова. Создавались эскизы, производилась фотосъёмка местности. В ходе работы над панорамой сложился коллектив авторов: Николай Бут, Виктор Дмитриевский, Пётр Жигимонт, Пётр Мальцев, Георгий Марченко, Геннадий Прокопинский, Марат Самсонов, Фёдор Усыпенко. Среди консультантов художников-грековцев — знаменитые полководцы-сталинградцы, маршалы Советского Союза Василий Чуйков, Андрей Еременко, Николай Крылов, главный маршал артиллерии Николай Воронов.
Специально для панорамы на Сурской суконной фабрике «Красный Октябрь» был изготовлен уникальный холст весом около тонны. Грунтовкой холста занимались специалисты Подольского производственно-технического комбината. Художникам предстояло расписать огромное полотно и создать предметный план.
Царицын, изначально сторожевая крепость при впадении реки Царицы в Волгу, основан в 1589 году. С 1925 по 1961 год он был Сталинградом, теперь — Волгоград. По данным «Левада-центра», лишь 31% россиян поддерживает сейчас возвращение городу названия Сталинград, 69% — против переименования. Фото Дмитрия Рогулина / ТАСС
Только весной 1982 года работа была завершена: воплощение замысла заняло несколько десятилетий.
В итоге зрители становятся свидетелями одного из 200 дней грандиозного сражения за Сталинград. На полотне — узнаваемый силуэт города: мельница, водонапорная башня вокзала Сталинград-1, дом Павлова, заводы «Красный Октябрь», «Лазурь», «Чермет»... И всё же это не точная историческая иллюстрация. Грековцы создали героический образ города-победителя — разрушенного, но выстоявшего в битве с врагом.
Художники использовали приём совмещения во времени и пространстве — метод, широко применяемый в станковой живописи и панорамной практике. Они запечатлели подвиги доблестных защитников Сталинграда. Здесь и связист Матвей Путилов, зажавший в зубах концы оборванного провода и восстановивший таким образом связь командного пункта с передовой, и медсестра Анна Бессчастнова, вынесшая с поля боя сотни раненых бойцов, и Михаил Паникаха, остановивший фашистский танк ценой собственной жизни, и младший сержант Николай Сердюков, закрывший амбразуру вражеского дзота, и многие другие героические мгновения тех страшных 200 дней и ночей Сталинграда. Правда великой битвы.
Татьяна ВЕРЖБА
Татьяна Вержба