Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Завещание ломоносова

22 Мая 2017

М.В. Ломоносов. Полтавская баталия. 1765

Михайло Ломоносов по праву считается основоположником мозаичного искусства в новой России. Он разгадал секрет смальты и наладил работу над мозаичными панно. Мозаика удивительно выразительна, когда речь идёт о торжественном, эпическом жанре. И Ломоносов намеревался в смальте прославить свершения молодой Российской империи. Михайло Васильевич мечтал увековечить в мозаике память о первом русском императоре и о его великой Полтавской победе.

Ломоносов предложил преобразить Петропавловский собор в своеобразный мемориал Петра. Проект предполагал украшение стен собора двенадцатью мозаичными панно и мозаичный декор колонн. Две крупнейшие из картин «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» следовало разместить по северной и южной стенам собора; в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени: «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа».

Выполнить удалось только первую часть задуманного. В работе Ломоносову помогали семь соавторов. Получился многофигурный сюжет, в центре которого — царь-воин, организатор и главный герой Полтавской победы. Вскоре после завершения мозаики «Полтавская баталия» Ломоносов умер… Мозаика стала его своеобразным завещанием: быть верным Отечеству, сохранять историческую память…

Ушёл Ломоносов — и уникальная композиция не получила достойного резонанса.  Более двадцати лет она оставалась в мастерской покойного академика на Мойке, затем её переместили в батальную мастерскую Академии художеств. Иностранцы о ней писали как о картине, «которую нам было бы интересно описать и которую мы не могли увидеть, потому что она завалена досками и мусором в одной из больших мастерских Академии». В 1899 году мозаику  установили в «Обществе поощрения художеств». И лишь в 1925 году для ломоносовского творения нашли достойное место — парадную лестницу здания Академии наук. Для нас это классический образец русской героики.

Редакция журнала «Историк»