Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Искусство разведки

30 Апреля 2024

Ольга Чехова была немецкой кинозвездой и любимой актрисой Гитлера. И все эти годы она находилась на переднем крае незримого фронта, ведя сложную и опасную игру против главарей нацистского режима. В это трудно поверить, ведь она не проходила ни по каким учётам внешней или военной разведки. Скорее, она была агентом личной разведки Сталина.

чехова1.jfif

Ветеран внешней разведки и мой друг Арсен Мартиросян писал: «Занимаясь историческими исследованиями, я неоднократно поражался, насколько детально Сталин знал механику различных политических событий, действующих на мировой арене сил, и тому, насколько его действия отличались исключительной выверенностью». Поскольку отец Арсена был юрисконсультом Сталина по международно-правовым вопросам, то, общаясь с друзьями отца, Арсен многое уяснил для себя. По его словам, после войны личная разведка Сталина работала под крышей Главного управления советского имущества за границей. По другим сведениям, эта спецслужба находилась под крышей мингосконтроля, которое в 1950-1953 годах возглавлял ближайший соратник Берии, в прошлом нарком государственной безопасности генерал армии Всеволод Меркулов. Сотрудники Госконтроля жёстко держали под присмотром всех и имели право проверять кого угодно – от мелкого чиновника до министра или маршала. Именно поэтому Меркулова ждала та же участь, что и Берию – при Хрущёве он был обвинен в измене Родине и расстрелян. За ними последовал министр государственной безопасности Виктор Абакумов, в руках которого сосредоточились все дела на высокопоставленных военных, партийных аппаратчиков и чиновников, замешанных в злоупотреблении властью, воровстве и взяточничестве. Именно поэтому вплоть до своей смерти Ольга Чехова до болезненности боялась России и никогда не вспоминала о том, чем занималась в гитлеровские годы. Хотя Россия постоянно жила в её душе: и акцент у неё сохранился, и дома она говорила по-русски. Но, когда по телевизору показывали кадры военных лет, она почему-то сразу просила выключить телевизор. Нетрудно догадаться, что ей было страшно вспоминать о том, что сделали на родине с дорогими для неё людьми и как исковеркали память о них.

Ольга Константиновна фон Книппер-Доллинг родилась 26 апреля 1897 года в Александрополе, втором по величине городе Армении, в семье известного немецкого инженера-путейца Константина Книппера, сподвижника российского премьер-министра Сергея Витте, тоже из немцев. Семья Книппер попеременно жила то в Тифлисе, то в Царском селе, и маленькая Оля нередко играла вместе с детьми из императорской семьи. В её свидетельстве о рождении значилось: «дочь Действительного тайного советника» (чин 2-го класса Табели о рангах, соответствовал чину «полного» генерала, адмирала и высшим придворным чинам). Её мать писала прекрасные пейзажи, родители часто играли в четыре руки на рояле, устраивали домашние спектакли и концерты, на которых бывали Толстой, Рахманинов и Шаляпин. У них нередко гостила тётя Оля, в честь которой и назвали Оленьку. Прославленная артистка Художественного театра Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, жена Антона Павловича Чехова, была родной сестрой отца Оленьки. Своими рассказами о театральной жизни, бенефисах и премьерах она смущала пылкое сердечко племянницы, которая росла стройной длинноногой девочкой с поразительно красивым лицом, нежным и властным. В ней чувствовались жизненная сила и скрытый женский магнетизм. Родителям ничего иного не оставалось, как отпустить дочь в Москву к тёте – учиться театральному мастерству. Представленная самому Станиславскому, Ольга получила роли в спектаклях «Вишневый сад» и «Три сестры» и вскоре без ума увлеклась  племянником писателя Михаилом Чеховым, также начинающим актёром Художественного театра. Они тайно обвенчались 3 сентября 1914 года, не испросив благословения родителей и подкупив священника. Пройдёт немного времени – и Михаила Чехова назовут гениальным русским актёром. А она, став Ольгой Чеховой, поселилась в его квартире, тесной, маленькой, затхлой, не идущей ни в какое сравнение с огромным домом родителей в Царском и с роскошными апартаментами тёти в Москве Михаил сильно пил. Богемный, экспрессивный, всегда окружённый поклонницами, он требовал к себе постоянного внимания. Осенью 1916 года в семье Чеховых родилась девочка, которую по традиции окрестили Ольгой, но все стали называть Адой. Михаил продолжал буянить, нередко кричал на жену и дочку. Ситуация усугублялась тем, что в Ольгу был безнадёжно влюблен двоюродный брат Михаила Владимир. В сентябре 1917 года Владимир был зачислен в Художественный театр, а в декабре застрелился, похитив браунинг из письменного стола Михаила. Это произвело на Ольгу сильнейшее впечатление. Вскоре она, забрав дочь, покинула дом Михаила. На прощание, видя, как муж переживает, она погладила его по щеке и сказала: «Какой ты некрасивый! Ну, прощай. Скоро забудешь».

Ушла Ольга не к папе с мамой, а к некому Фридриху Яроши, бывшему австро-венгерскому офицеру. Вот что пишет о нём Михаил Чехов: «Изящный, красивый, обаятельный и талантливый, человек этот обладал большой внутренней силой, неотразимо влиявшей на людей».

.

В 1921 году Ольга Чехова обратилась к наркому просвещения Луначарскому с просьбой разрешить ей поездку в Берлин «для поправки здоровья и продолжения театрального образования». Она владела немецким – пусть и с акцентом. Да и внешность у неё была подходящая: высокая, стройная, со светлыми волосами, надменным лицом и голубыми глазами. Со своим вторым мужем Фридрихом Яроши она благополучно рассталась –  и без остатка погрузилась в мир набирающего силу кинематографа. Снималась много, по 6-8 фильмов в год. Врождённый аристократизм и красота быстро проложили ей путь к успеху. Свой дом, баснословные гонорары… Она даже добилась разрешения на выезд из СССР матери, дочери и сестры, на что советские власти пошли удивительно быстро… В Берлине оказался и Михаил Чехов, с которым Ольга встретилась в июле 1928 года. Она сняла для него и его жены неподалеку от себя уютную трёхкомнатную квартиру и познакомила его с режиссером Максом Рейнхардтом. В 1930 году в огромном берлинском кинотеатре «Капитоль» состоялась премьера фильма «Тройка». Ольга играла в нём ведущую роль светской львицы Веры Валовой, окружённой тьмой поклонников, а Михаил – роль Пашки, деревенского дурачка. В Германии Михаил  не прижился, однако сделал блестящую карьеру в США, где преподавал актёрское мастерство. Среди его учеников –  Ингрид Бергман, Мэрилин Монро, Энтони Куинн и другие звёзды Голливуда.

Покинула Германию и перебралась в Голливуд и Марлен Дитрих, считавшаяся идеалом арийской женщины. Геббельс предлагал ей за каждый фильм, снятый с её участием в Германии, 200 000 рейхсмарок – но всё тщетно. А вот Чехова осталась. Она легко соединила на экране культуру манекенщиц и аристократок, став  частью «немецкой мечты». Её представили Гитлеру, Гиммлеру, Геббельсу. Ученица русской школы театрального искусства становится первой звездой немецкого кинематографа. Её ближайшими подругами были Ева Браун, Магда Геббельс, Лени Рифеншталь. Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший её выше Марики Рёкк и Цары Леандер. В своих мемуарах генерал-лейтенант Павел Судоплатов пишет: «Известная актриса Ольга Чехова, бывшая жена племянника знаменитого писателя, была близка к Радзивиллу и Герингу и через родню в Закавказье связана с Берией. Позднее она была на личной связи в 1946-1950 годах у сменившего Берию министра госбезопасности Абакумова». Другая легендарная разведчица, Зоя Ивановна Воскресенская, отмечает: «Сегодня ясно одно: „Королева нацистского рейха“ Ольга Чехова была среди тех, кто мужественно боролся с фашизмом на незримом фронте». Арсен Мартиросян, о котором я уже говорил выше, указывает: «Выдающаяся разведчица-нелегал, действовавшая под псевдонимом “Мерлин”, она же Ольга Константиновна Чехова, работала на советскую разведку с 1922 по 1945 год. О масштабах ее разведывательной деятельности, объемах и особенно об уровне и качестве направляющейся ею в Москву бесценной информации наглядно свидетельствуют следующие факты. Во-первых, связь между О.К. Чеховой и Москвой поддерживали сразу три радистки в Берлине и его окрестностях. Случай беспрецедентный в мировой разведывательной практике того времени… Радистки О.К. Чеховой даже и не знали, чью информацию они передают.

чехова.jfif

Постоянное наличие в распоряжении Чеховой трех независимых друг от друга каналов радиосвязи неудивительно, ибо, во-первых, первоисточниками стратегически важной информации у нее были сами главари Третьего рейха – Гитлер, Геринг, Гесс, Геббельс, Кейтель, Шпеер и прочие, а также их жены и любовницы, с которыми она поддерживала тесные дружеские связи (например, дружбу с той же Евой Браун Ольга Чехова завела по указанию Москвы еще тогда, когда Гитлер только рассматривал ее кандидатуру на роль постоянной любовницы – в начале 30-х гг.). Гитлер, что называется, души не чаял в Ольге Чеховой и, присвоив ей специально для нее же учрежденное звание Государственной артистки Третьего рейха, приглашал ее на самые престижные мероприятия, во время которых демонстративно оказывал ей знаки высшего внимания (например, неизменно усаживал ее рядом с собой). Естественно, что Сталин едва ли не повседневно достоверно знал, что делает и что думает Гитлер, а заодно и его окружение. А в поток этой информации, в-третьих, органически вплеталась также бесценная информация от субагентов лично Ольги Константиновны – старших офицеров вермахта: Альбрехта фон Квиригейма (штаб ОКВ), Вернера фон Хефтена и Эберхарда Финка (штаб ОКХ)».

В начале 1945 года Генрих Гиммлер подписал приказ об аресте Ольги Чеховой. Что значит попасть в гестапо, она прекрасно знала. Но этого, к счастью, не произошло. Когда эсэсовцы во главе с Гиммлером вошли в её дом на Гросс-Глинике, они увидели, что утренний кофе она пьёт вместе с… Гитлером. Арест не состоялся.

Ольга Чехова была арестована 29 апреля 1945 года в Берлине офицерами «СМЕРШ» и на самолёте доставлена в Москву. В своём дневнике она отмечала: «Меня здесь балуют и выполняют все мои желания. Прислали лучшего парикмахера, вино, продукты: икру, лимоны… Достаточно было одного моего намека, что Оля, оставшаяся в Берлине, может быть, нуждается в продуктах, как это уже урегулировали. У меня есть радиоприемник, цветы, духи, лучшие книги». По словам Серго Берии, «когда отец узнал, что задержана немецкая актриса Ольга Чехова, поинтересовался, что Абакумов собирается с нею делать. СМЕРШ какими-либо данными не располагал.

– В таком случае, – сказал отец, – ее следует отпустить, пусть уезжает в Германию…

И Чехова действительно уехала в Германию. Ольга Чехова была связана сотрудничеством с моим отцом много лет. Я знаю, кто ее вербовал, и на каких основаниях это делалось, но не считаю себя вправе говорить о таких деталях из биографии разведчицы… Работала она на советскую стратегическую разведку отнюдь не из материальных соображений».

Как утверждает Судоплатов, Ольга Чехова «была передана непосредственно на связь Абакумову, ставшим в 1946 году министром госбезопастности. С Абакумовым она поддерживала личную переписку, находясь в Германии, вплоть до его ареста в июле 1951 года». В своих письмах она называла Абакумова «дорогой Виктор Семёнович» и спрашивала: «Когда встретимся?»

Работала Ольга Чехова по-прежнему много. В 1949 году, после почти пятилетнего перерыва, она снялась в фильме «Ночь в Сепарее». Лента была малоудачной, но уже в 1950 году она снялась в семи фильмах, выполняя свою прежнюю норму. «Ее здесь называют женщиной, которая изобрела вечную молодость. Красива, молода, лет на 35, не больше», – писала 29 октября 1949 года тёте в Москву сестра Ольги Ада Константиновна.

В 1950 году Ольга Чехова переехала в Мюнхен и в 1955 году основала фирму «Косметика Ольги Чеховой». На сцене она активно продвигала свою внучку Веру Чехову, которая стала известной немецкой киноактрисой и отметилась бурным романом с Элвисом Пресли в 1959 году. Вера рассказывала, что бабушка, прожившая в Германии почти шестьдесят лет, но сохранившая при этом акцент и дома говорившая по-русски, не хотела, чтобы Верочка ехала в Москву, на съемки фильма об Антоне Павловиче Чехове, и всячески отговаривала её от этой поездки. Оно и понятно – после расправы над Берией, Абакумовым, Меркуловым чего ещё было ожидать?

9 марта 1980 года, чувствуя, что наступают её последние минуты, Ольга Константиновна позвала внучку и попросила принести бокал шампанского, который оказался последним в её жизни. Она выпила его и, сумев произнести: «Жизнь прекрасна», отошла в другой мир. Точно также за 76 лет до этого поступил и Антон Павлович Чехов. Он тоже попросил жену Ольгу Леонардовну поднести бокал шампанского и, выпив его, скончался в немецком городке Баденвейлер.

Андрей Ведяев