"Врагу не сдаётся..."
09 Февраля 2024
Крейсер «Варяг» принял бой лишь однажды, но навсегда вписал своё имя в историю русской доблести.
Возле корейского порта Чемульпо (ныне Инчхон) в самом начале русско-японской войны оказался заперт русский крейсер «Варяг», который охранял наше посольство в Сеуле. Вместе с ним в окружении оказалась и канонерская лодка «Кореец».
Бой у Чемульпо
Утром 7 февраля 1904 года командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев от нейтральных американцев услышал об одностороннем разрыве дипломатических отношений Японии с Россией. Но это была неофициальная информация. Руднев в сопровождении двух офицеров сам на поезде отправился в Сеул, но и там не получил точных сведений о ситуации. Когда он вернулся на корабль – японские миноносцы уже блокировали выход из порта. Руднев получил от японского адмирала ультиматум: «Командиру крейсера «Варяг» Императорского Российского флота. Сэр! Ввиду начала военных действий между Японией и Россией я имею честь почтительнейше просить Вас покинуть со всеми судами, находящимися под Вашей командой, порт Чемульпо до полудня 9 февраля 1904 года. В противном случае я атакую Вас в порту».
Всеволод Руднев
В бою русские корабли были обречены на гибель: слишком велико было превосходство японцев. У адмирала Уриу было шесть крейсеров и столько же миноносцев.
9 февраля Руднев обратился к морякам с речью: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушите его без огласки, давая мне знать... Враг сильнее, но не храбрее нас, а храбрость, как вы знаете, города берет. Помолимся же теперь Богу и смело пойдем в неравный бой за Веру, Царя и Отечество под Андреевским флагом. Ура!»
Нестроевым предложили сойти на берег и спастись – но все отказались от такой привилегии. Русские корабли вышли в море. Им салютовали стоявшие поблизости суда нейтральных стран – они понимали, что эти храбрецы выбрали верную гибель.
Когда они сблизились с японцами – те подали сигнал, предложив сдаться. Но Руднев приказал поднять боевые флаги. Началась перестрелка, в которой японцы подтвердили, что с такой силищей тягаться невозможно. Отчаянная попытка прорвать японский строй не удалось. Раненый Руднев решил возвращаться в порт. Там раненых удалось эвакуировать. Руднев надеялся после быстрого ремонта продолжить бой, но, осмотрев корабли, русские моряки приняли решение их потопить. «Кореец» взорвали, «Варяг» затопили.
Этот подвиг потряс Европу. Первое стихотворение о «Варяге» опубликовал австрийский поэт Рудольф Грейнц. Его стихи переложили на русский, а капельмейстер 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев написал к ним музыку. Впервые песня, вскоре ставшая знаменитой, прозвучала на приеме в честь выживших моряков, который устроил император. Руднева наградили и назначили командиром строящегося броненосца «Андрей Первозванный», но вскоре он попросился в отставку. А песня о моряках, готовых отдать жизни за Родину, на памяти до сих пор:
Наверх, о товарищи, все по местам
Последний парад наступает
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг».
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая.
Готовятся к бою орудия в ряд
На солнце зловеще сверкая!
Александр Орлов