"Давайте простимся светло"
16 Октября 2023
Пришла печальная весть. На 89-м году жизни скончался Геннадий Игоревич Гладков – замечательный композитор, один из тех чья музыка – удивительно разнообразная и притягательная – объединяет миллионы людей в нашей стране. Именно объединяет, прошедшее время здесь не уместно.
С чего начался Гладков? С уроков деда – замечательного гармониста или отца – музыканта, игравшего в джазе Александра Цфасмана. С пластинки «Волшебник Изумрудного города», с которой он вошел в мир сказки. С детской дружбы с актером и сценаристом Василием Ливановым, вместе с которым они создали незабываемых «Бременских». С неожиданного предложения режиссера Игоря Владимирова написать мюзикл по пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» - когда получился классический спектакль, свободный, легкий, зонги из которого до сих пор памятны многим. По тем временам - новый жанр, который завоевал право на успех. Лучшего воплощения этой старой комедии и представить невозможно. Тот спектакль открывал не только веселую и лихую сюжетную канву. Он - о природе театре, о его загадке. Помните? «Актеры, актеры, сегодня – мушкетеры, а завтра – короли или шуты…» Иногда он и сам перевоплощался – в том числе в королей. Это Гладков спел Глупого Короля в музыкальных сказках «Бременский музыканты» и «По следам бременских музыкантов». И так спел, что и Олег Анофриев, и Муслим Магомаев, солисты этих постановок, не сомневались: лучше передать этого героя невозможно.
И в московском театре Сатиры, и в ленинградском имени Ленсовета его музыка украсила десятки замечательных спектаклей. «Проснись и пой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти»… А один куплет из Дульсинеи стал девизом композитора:
Нам ни выгод, ни щедрот,
Ничего не надо,
Лишь бы где-то Дон Кихот
Сел на Росинанта.
Он был музыкальным Дон Кихотом, который с азартом бросался на ветряные мельницы. Ему были подвластны все жанры – и комедия («Джентльмены удачи», «Ты мне, я – тебе»), и трагедия (вспомним оперу «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова).
А еще Геннадий Игоревич был светлым и скромным человеком, не любившим президиумов, не искавшим регалий и наград. Таким его запомнили и коллеги, и студенты, ученики. Он жил в музыке. Это умели ценить и тонкие знатоки искусства, и те, кто редко посещает филармонические концерты.
А какие загадочные и пленительные мелодии и песни он создавал для фильмов и спектаклей Марка Захарова… «Тиль», «12 стульев», «Обыкновенное чудо»… Долго можно продолжать этот список. Все мелодии - на памяти, каждая из них что-то открыла для нас.
Сегодня трудно без слез слушать эту песню:
Давайте негромко,
Давайте вполголоса,
Давайте простимся светло…
Арсений Замостьянов