Чувства добрые
06 Июня 2023
Каждый год в день рождения великого поэта сотни людей приходят к его московскому памятнику. Скульптору удалось уловить образ Александра Пушкина, близкий большинству его читателей.
Идея установить в Москве памятник великому уроженцу Белокаменной родилась давно, в первые месяцы после гибели поэта. Но ждать пришлось долго. В 1870 году выпускники пушкинского и последующих курсов Царскосельского лицея (самым активным из них был выдающийся филолог Яков Грот) объявили всенародный сбор средств на памятник поэту, которого к тому времени уже вся Россия признала великим, и получили разрешение на установку монумента.
Конкурс проходил в три этапа, в нем участвовали лучшие скульпторы России – Пармен Забелло, Марк Антокольский… Но первую премию получил Александр Опекушин, на счету которого к тому времени был лишь один городской памятник – адмиралу Алексею Грейгу в Николаеве. Но его идея запечатлеть Пушкина во весь рост, в задумчивой, созерцательной позе пришлась по душе конкурсной комиссии. Опекушин несколько раз перерабатывал свой проект, оставляя лишь общую идею. И окончательный вариант оказался значительно выразительнее первых эскизов.
Памятник хотели открыть в день лицейской годовщины – 19 октября 1879 года. Но случилась беда: получил повреждение один из угловых монолитов основания, располагавшегося под ступенями лестницы, его пришлось заменить двумя новыми. Открытие перенесли на день рождения Пушкина по старому стилю – 26 мая 1880 года. Но церемонию снова пришлось отложить. На этот раз – из-за траура по императрице Марии Александровне, матери правившего в то время Александра III. Москвичи увидели памятник 6 июня, в пушкинский день рождения по григорианскому календарю. Погода стояла ненастная, но на Страстной площади и в ее окрестностях собрались тысячи человек. Для них это был настоящий праздник. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили филолог Николай Тихонравов и историк Василий Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали знаменитые писатели: Фёдор Достоевский, Иван Тургенев, Александр Островский, Иван Аксаков… «Эти дни открытия памятника Пушкину остаются для меня одними из самых радостных и светлых, хотя все это и было семьдесят пять лет тому назад», - вспоминал писатель Николай Телешов.
Бронзовая фигура на высоком пьедестале изначально стояла в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. В 1950 году монумент перенесли на другую сторону улицы, на место снесенной монастырской колокольни. Там он стоит и по сей день. Гранитный постамент в 1880 году украшали два двустишия из пушкинского «Памятника»:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык…
И:
И долго буду тем народу я любезен,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Но эти строки – результат компромисса с цензурой, на который пошел Василий Жуковский после смерти Пушкина. В 1936 году вместо них на гранитную поверхность нанесли всю пушкинскую строфу:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Как водится, ценители искусства, поклонники Пушкина не сразу приняли памятник. В нем не хватало порыва, романтики, не хватало движения мятежной души. Критики говорили, что поэт получился слишком флегматичным… Но Опекушина интересовал не юный Пушкин. Мы видим поэта-мыслителя, который оставил нам колоссальное наследие, который с надеждой, но и с тревогой смотрит в будущее России. Прошли десятилетия – и опекушинский Пушкин уже неотделим от нашего представления о великом поэте, создавшем современный русский литературный язык. Вдохновение – это, прежде всего, глубокая сосредоточенность. Ее и удалось выразить в бронзе Опекушину. Памятник, который он создал, действительно пробуждает «чувство добрые». Как и поэзия Пушкина.
Александр Орлов