Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Лишь мгновение ты наверху»

12 Февраля 2023

О правителях, которые по нескольку десятилетий находились у власти, вспоминают довольно часто. И редко пишут о тех, кто побывал у руля государства страны совсем недолго. Стоит, наверное, пожалеть этих людей – они потратили столько сил, добрались до пика карьеры, но даже не успели насладиться триумфом. Часто это – почти шекспировский сюжет и живое воплощение строк: «Лишь мгновение ты наверху и стремительно падаешь вниз…»

 

Самая известная неудачница наших дней – Лиз Трасс, которая находилась на посту премьер-министра Великобритании 44 дня. Больше говорить о ней не стоит, ибо все сказано. Только одно – бедная Лиз, проявив поразительный непрофессионализм, уверенно побила рекорд своего соотечественника Джорджа Каннинга, пребывавшего на аналогичной должности 119 дней. Он пришел к власти чуть меньше двух столетий назад - в апреле 1827 года, а уже в августе его сменил Фредерик Робинсон. И ведь не скажешь, что Каннинг плохо исполнял свои обязанности. Его настигла внезапная смерть…

Она, злодейка с косой, подстерегала и других правителей. Например, президента США Уильяма Гаррисона. Всему виной была длинная инаугурационная речь, которую он произнес 4 марта 1841 года, стоя на холодном ветру без пальто и шляпы.

Бедолага Гаррисон вроде бы оправился от простуды, но после конной прогулке снова занемог. Пользовали его вперемежку опиумом, касторовым маслом, пиявками, змеиным ядом. «Врачи-вредители» лечили президента, но, как выяснилось, залечили. У власти он находился всего 30 дней…

Йозеф Геббельс находился на вершине власти только …один день. После того, как 30 апреля 1945 года канцлер Германии Адольф Гитлер покончил собой, согласно его завещанию, пост перешел к министру пропаганды.

Но к тому времени править было уже нечем – «тысячелетний» рейх корчился в предсмертных конвульсиях. Да и сам Геббельс натворил столько, что единственным выходом для него был прыжок в бездну. Перед лицом неотвратимого возмездия Геббельс и его жена Магда отравили своих семерых детей и покончили с собой.

 

Ладно, Бог с ними, зарубежными властителями. В России есть и свои рекордсмены по краткости правления. Во многих случаях виной эому были заговоры, связанная с ними жестокость и щедро пролитая кровь.  

…Казалось, ничего не сулило близкого царства Федору Годунову. Батюшка его, Борис 13 апреля 1695 года пребывал в отменном настроении. Потом отправился в высокий терем, откуда можно было обозревать Москву и окрестности. По словам свидетеля царствования Бориса Годунова, голландского купца и путешественника Исаака Масса, «полагают, что там он принял яд, ибо как только он сошел в залу, то послал за патриархом и епископами, чтобы они принесли ему монашеский клобук и тотчас постригли его, ибо он умирал...»

Царем стал сын Бориса 16-летний Федор – весьма образованный и умный юноша. Увы, властвовать ему суждено было всего лишь 49 дней – с 3-го апреля по 1-е июня 1605 года.

Взялся за дело Годунов Второй ретиво – учредил Каменный приказ – орган власти, которому подчинялись все известковые и кирпичные заводы, каменные мастера и мастерские в Белокаменной. Под руководством Федора Годунова была составлена одна из первых русских географических карт России. Ранее карты составляли лишь иноземцы.

Однако делами мирными заниматься юному самодержцу было некогда. На Москву с большим войском шел Лжедмитрий. Поначалу смутьяну удавалось успешно противодействовать, но потом на его сторону перешли рязанские, тульские, каширские, алексинские и севские дворяне. В стан Лжедмитрия переметнулся и сподвижник царя Петр Басманов, прежде обласканный Борисом Годуновым и осыпанный его милостями.

Вражеское войско ворвалось в Москву, Федор Годунов с матерью-царицей Марией Григорьевной и сестрой был взят в полон и заперт в прежнем боярском доме. Участь его была решена, но – отложена. Через десять дней свора агентов Лжедмитрия ворвалась к нему и учинила расправу Федор и мать были растерзаны. Однако был пущен слух, что царь принял яд.

Теперь путь к власти самозванцу был открыт. 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики тысяч людей, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий, в украшенной золотом одежде, богатом ожерелье, на пышно убранном коне, в сопровождении свиты из бояр и окольничих, въехал в Москву…

В октябре 1740 года Иван VI, которому от роду было чуть более двух месяцев, был провозглашен Русским царем при регентстве герцога Курляндского Эрнста Бирона. Однако вскоре в России случился переворот, опекун младенца был арестован и царство Ивана – формальное, лежа в колыбели –длилось чуть больше месяца.

Новым регентом была объявлена Анна Леопольдовна, мать императора. Однако она не способна была управлять страной, ибо пребывала в вечных иллюзиях. И власть у нее фактически отнял руководитель мятежа, фельдмаршал Бурхардт Миних. Потом делами стал заправлять один из сподвижников Петра I Иоганн Остерман. До нового мятежа…

Судьба же несостоявшегося царя сложилась трагически. Ребенка отправили в изгнание, переименовали в Григория. Он рос взаперти, под строгим надзором. Молодой человек знал о своем происхождении, называл себя государем и потому был опасен для власти. Его сослали в Шлиссельбург, где заключили в одиночную камеру. Там Иван VI, когда ему было 23 года, и был умерщвлен…

В июле 1917 года Александр Керенский, в прошлом думский депутат, славившийся кипучей энергией и громоподобными речами, стал министром-председателем Временного правительства. И быстро завоевал популярность.  

Журналисты цитировали его слова, художники писали портреты, поэты слагали в честь Керенского стихи. «Его несут на руках, - писал корреспондент одной из газет. - И я сам видел, как юноша с восторженными глазами молитвенно тянулся к рукаву его платья, чтобы только прикоснуться. Так тянутся к источнику жизни и света!»

Постепенно слава его никла, словеса, которые он исторгал, перестали оказывать гипнотическое влияние. Керенского все больше затмевал его земляк Ульянов. Сторонников становилось все меньше, число недругов множилось. В осеннем сумеречье бурлил ощетинившийся штыками Петроград…

От блестящей победы до жестокого поражения Керенский прошел путь, измеренный четырьмя месяцами с лишним. Глава Временного и оказался временным.

Он пришел в Зимний дворец под гром триумфальных фанфар, столицу же покидал в дикой спешке. Большевики рыскали по Петрограду в его поисках, но он исчез…

  В 1966 году в гостях у бывшего министра-председателя Временного правительства, жившего в США, побывал известный советский журналист Генрих Боровик. В разговоре они коснулись событий 1917 года. «Ну, скажите же у себя в Москве! Пусть перестанут писать, будто я бежал из Зимнего дворца в женском платье! – горячо говорил старик с седым ежиком. - Не было этого! И не бежал, а уехал навстречу нашим войскам, они должны были прийти из Гатчины на подмогу Временному правительству! Отправился на своем автомобиле в своем обычном полувоенном костюме. Со мной на заднем сиденье сидел Кузьмин, командующий войсками Петроградского округа. За нами ехала другая машина, с американским флажком…»

Последняя персона, на которую автор хотел обратить внимание, - Геннадий Янаев. При президенте СССР Михаиле Горбачеве он был вице-президентом.

Его биография не слишком внушительна. Он был председателем Комитета молодежных организаций СССР. Пребывал в качестве  заместителя председателя президиума Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами. И это – к началу перестройки. Казалось, что до Кремля как до Луны…

Но тут в Карьере Янаева что-то сдвинулось. Словно какой-то механизм ожил, заработал, шестеренки задвигались. Не то, чтобы Геннадий Иванович переменился, глаза загорелись, и мысли затрепетали. Нет, он оставался все таким же невзрачным, но ноги понесли его карьерной лестнице вверх. В общем, был Янаев неприметен, но неожиданно стал заметен.

В декабре 1990 года Янаев получил должность вице-президента СССР. Говорили, что этот пост предназначался бывшему министру иностранных дел Эдуарду Шеварднадзе, но тот отказался.

…Янаев вошел в состав ГКЧП в августе 1991 года, когда Горбачев то ли спрятался в Форосе, то ли его там спрятали. И стал исполняющим обязанности президента СССР. Но за свои обязанностей взяться так и не успел. Геннадий Иванович запомнился лишь тем, что на пресс-конференции у него сильно тряслись руки.

Одни говорили, что Янаев очень волновался, другие, что накануне вечером он сильно… Но для истории важно не это, а то, что он пробыл на своем посту всего три дня. 19 августа 1991 года было объявлено о назначении Янаева главой Советского Союза, а уже 22-го, когда путчисты были низложены, его арестовали. В заключении он находился до января девяносто четвертого.

1ян.jpg

Незадолго до смерти в 2010 году, Янаев издал свои мемуары «ГКЧП против Горбачева. Последний бой за СССР». В ней бывший мимолетный глава державы рассказывал, что документы путчистов разрабатывались по поручению президента СССР. Горбачев же якобы приказал КГБ, МВД и армии подготовить документы на случай введения чрезвычайного положения. А потом отбыл с семьей в Форос и притворился пленником…

Валерий Бурт