Монументы Памяти и Славы. В Болгарии русский солдат
27 Сентября 2023
Памятник русскому солдату в Болгарии — один из самых любимых монументов для всех, в ком живёт память о Великой Отечественной. Есть в этом памятнике душа. Как и в знаменитой песне о нём.
Уже в 1945 году жители Пловдива задумали этот памятник. И место нашли эффектное — гору Бунарджик. Красная армия освободила Болгарию без кровопролитных боёв: вся страна поддерживала героев, гитлеровцам оставалось только панически отступать.
9 мая 1948 года был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого вошли общественные деятели, архитекторы, художники, писатели и преподаватели. Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона генерал Асен Греков. Именно тогда, в День Победы, был заложен первый камень будущего монумента. У скульпторов Васила Радославова, Любомира Далчева, Тодора Босилкова и Александра Ковачева получился настоящий шедевр. Скульптура огромная, исполинская и при этом выразительная! Авторам удалось найти образ русского советского солдата-освободителя. Он устало опустил свой бывалый ППШ и внимательно смотрит на восток.
Прообразом скульптуры стал настоящий герой — Алексей Скурлатов. В 1944 году после ранения из стрелков его перевели в связисты. Он восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. Его запомнили навсегда — и памятник называют Алёшей. Выразительный, узнаваемый с первого взгляда памятник русскому богатырю стал символом Пловдива. Памятна и песня Константина Ваншенкина и Эдуарда Колмановского:
Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алёша,
Алёша, Алёша,
Стоит над горою Алёша —
Болгарии русский солдат.
А сердцу по-прежнему горько,
По-прежнему горько,
И сердцу по-прежнему горько,
Что после свинцовой пурги
Из камня его гимнастёрка,
Его гимнастёрка,
Из камня его гимнастёрка,
Из камня его сапоги.
А в конце 1980-х группа провокаторов выступила с инициативой снести знаменитый памятник — как последствие «советской оккупации». Но своего освободителя защитил народ. Болгары, жители Пловдива, устроили круглосуточное дежурство возле памятника, чтобы никто не посмел на него замахнуться.
Болгарские женщины сплели на шею «русскому солдату» из красных и белых нитей гигантскую мартеницу — символ долголетия. На Алёшу ещё не раз покушались. И, наверное, будут покушаться. В память о воинах-освободителях, увы, вмешиваются грязные политические игры современной Европы.
Но мы уверены, что он всегда будет стоять в Пловдиве, на высоком холме, — защитник России и Болгарии. Двух народов, которые невозможно поссорить, что бы ни придумывали временщики в Софии.
Александр Орлов