Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Церковь у Благовещенской башни

06 Апреля 2022

25 марта (7 апреля по юлианскому календарю) Русская православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников Благовещение Пресвятой Богородицы. В его честь в Москве в разное время было освящено немало храмов и соборов. Самый крупный из них стоит на Соборной площади Кремля. Но буквально в двух шагах от него, возле Кремлёвской стены, располагалась ещё одна небольшая церковь, тоже освящённая во имя Благовещения. Сегодня о её существовании напоминает только Благовещенская башня, которая когда-то исполняла функции колокольни и была увенчана православным крестом.

Строго говоря, до 1730 года церкви и вовсе не было — существовала одна часовня. А началось всё с Благовещенской башни, неподалёку от которой в XVI веке находился Государев Житный двор, куда каждую осень после сбора урожая свозились в амбары жито, сено, овёс и другие продукты. Их доставляли в качестве запасов из государевых имений. Там же собирались государевы люди, получавшие жалованье хлебом. Внутри же самой башни существовала тюрьма. Согласно преданию, туда был заключён невиновный человек — воевода, приговорённый к смерти. Явившаяся ему Пресвятая Богородица велела просить помилования у царя Ивана IV Грозного, обещая своё заступничество, причём видение это повторилось несколько раз. Тогда воевода обратился к царю с просьбой об освобождении. Пришедшие по царскому повелению слуги обнаружили на стене башни самоизобразившуюся икону Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом был символизм: невиновный человек получил благую весть о том, что он будет освобождён. Предание гласит, что воевода вскоре и вправду покинул башню-тюрьму, а к новой иконе начались паломничества. И тогда рядом с ней возникла деревянная часовня.

Благовещенская башня Кремля, а за ней церковь 

 

В 1730 году на русский престол взошла Анна Иоанновна. Вскоре после своей коронации новая императрица издала приказ построить при образе Благовещения на башне Кремля одноимённую каменную церковь на деньги из Интендантской конторы. Это был первый храм в Москве, возведённый после отмены указа Петра I о запрещении каменного строительства по всей России, кроме Санкт-Петербурга. Не менее примечательно и то, что строился он не на частные пожертвования, а на личные средства самой императрицы Анны Иоанновны, едва взошедшей на престол и желавшей отметить это событие возведением новых церквей. Проект был поручен архитектору Готфриду Шеделю, который возвёл церковь особым образом: стена башни вместе с иконой Благовещения на ней оказалась внутри нового здания, за правым клиросом. Были построены три стены для храма, роль же четвёртой исполняла стена башни. Сама Благовещенская башня фактически включена в церковное здание и использовалась как церковная колокольня, на неё было повешено семь колоколов. До революции она была единственной башней Московского Кремля, увенчанной не двуглавым орлом и не флюгером, а восьмиконечным православным крестом.

Народное прозвание у церкви осталось то же, что и ранее у часовни, — Благовещенская, что на Житном дворе (хотя самого двора как такового в XVIII веке уже не существовало). При традиционных архитектурных формах внешний декор церкви оказался скромным: здание было покрыто четырёхскатной крышей, увенчанной одним куполом, без многоглавия. К сожалению, впоследствии простота в архитектуре храма отрицательно сказалась на его известности: путеводители нач. ХХ века писали о «малом значении» Благовещенской церкви и практически не уделяли ей внимания. Тем не менее это одна из немногих построек южной стороны Кремля, не разобранных во второй пол. XVIII века при попытке строительства Баженовского дворца и сохранившихся без значительных перестроек и переделок. Кроме того, в Благовещенской церкви вплоть до нач. ХХ века хранилась Тихвинская икона Божией Матери, риза которой была выполнена собственноручно императрицей Анной Иоанновной.

В 1891 году икона Благовещения на стене башни была обновлена, а в саму башню был открыт вход. Она стала не только колокольней, но и полноценным пространством храма — в неё был перенесён придел Святого Иоанна Милостивого, ранее находившийся в правой стороне церкви. Однако в 1932 году Церковь Благовещения на Житном дворе была разобрана как «малоценная». Придел в Благовещенской башне также уничтожили, а сама она лишилась креста (вместо него шатёр теперь венчает флюгер, как и у большинства других кремлёвских башен). Место, где она находилась, в настоящий момент недоступно рядовым гражданам. О судьбе иконы Благовещения Пресвятой Богородицы нет сведений, но нельзя исключать, что и она когда-нибудь будет обнаружена, как это произошло с образами на Спасской и Никольской башнях в 2010 году.

 

Никита Брусиловский