Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Чудо Коровницкой слободы

11 Августа 2021

Есть в окрестностях Ярославля храм, постройку и роспись которого разделяет почти восемь десятилетий. И если его архитектура стала расцветом городского зодчества XVII века, образцом для многих других церквей Ярославля, то его росписи оказались последним ярким произведением местных мастеров фресковой живописи.

В то время ростовское купечество всерьёз занялось возведением церковных обителей. Почти одновременно начали строить свои храмы торговые люди Неждановские и богатейшие городские купцы Скрипины. Именно в их купеческом состязании, в процессе постройки Ильинского храма и Златоустовской церкви, сформировался характерный для местного зодчества XVII века пятиглавый храм с изящными шатровыми приделами. Угнаться Фёдору и Ивану Неждановским за братьями Скрипиными было непросто, ведь сам царь Алексей Михайлович благоволил к ним и даже прислал для их церкви частицу Ризы Господней из Успенского собора Кремля. Тогда Неждановские решили, что их церковь будет в городе самой красивой.

Коровники — Коровницкая, или Доильная, слобода Ярославля издревле была местом выпаса городского стада. Отсюда и пошло её название, известное всем знатокам русской старины. Также известна по всей России она стала тем, что здесь добывали уникальную красную глину, которая лучше всего подходит для изготовления декоративных изразцов. Для воплощения своего замысла — создания редкой по красоте церкви — братья Неждановские призвали лучших мастеров, которые украсили её фасады красочными изразцами. Разнообразные орнаменты, розетки, цветы и птицы создают праздничный, нарядный, радостный облик Златоустовской церкви в Коровниках. А знаменитый изразец, обрамляющий окно на восточной стене, размером около восьми метров в высоту — явление уникальное в русском искусстве.

Вскоре после завершения строительства здесь, в южном приделе храма Иоанна Златоуста, были похоронены его создатели — братья Иван и Фёдор Неждановские. Только 80 лет спустя жителям слободы удалось собрать достаточно средств, чтобы расписать храм. Работу возглавил местный житель, прихожанин Златоустовского храма и знаменитый ярославский иконописец Алексей Сопляков. В своей работе Алексей Иванович воплотил все достижения своих учителей-предшественников, выдающихся иконописцев Поволжья Гурия Никитина и Дмитрия Григорьева. Родившись в Ярославле, он мог с детства видеть лучшие их творения в церквах Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Толчкове и других ярославских храмах. Созданная им фресковая композиция с огромным количеством сюжетов дошла до нас почти полностью. В нач. XIX века творения своего славного прадеда реставрировал Семён Сопляков, масштабная реставрация также проводилась в советское время. В 1990-х годах храм передан старообрядческой общине Ярославля. Это место — негромкое, заповедное — остаётся одним из уникальных перекрёстков Золотого кольца России.

Александр Орлов