Прощайте, Владимир Валентинович...
05 Июля 2021
Владимир Валентинович Меньшов... Режиссёр и актёр, всегда умевший находить ключи к мыслям и чувствам миллионов зрителей. Мудрый и принципиальный человек, не считавшийся со стереотипами. А для журнала «Историк» — друг, дотошный читатель и всегда желанный собеседник. Неужели пришло время прощаться?
Его узнали и полюбили в 1972 году после выхода на экраны фильма «Человек на своём месте», в котором Меньшов сыграл необычного председателя колхоза — деловитого, энергичного, неудобного для многих, но знающего своё дело. Он попал в десятку. И о фильме, и о Меньшове, и о его герое заговорили — даже с высоких трибун.
«Человек на своём месте» — это определение могло бы стать его рыцарским девизом. Меньшов подтвердил его в своей первой режиссёрской работе — в фильме «Розыгрыш», в котором с иронией, надеждой и печалью рассказал о поколении выпускников сер. 1970-х. Очень точно рассказал. К сожалению, наше время — ХХI век — не отражено в кинопространстве с таким же изяществом и простодушием. Уже в этой работе выработался стиль Меньшова — снимать и монтировать эффектно, так, чтобы зритель не заскучал. Это было народное кино, а его второй и третий план раскрывался потом — после второго или третьего просмотра. Недаром все фильмы Меньшова становились чемпионами кинопроката. И в первую очередь — «Москва слезам не верит». Фильм, который не вычеркнуть не только из истории искусства, но и из истории страны, потому что он очень точно (и без вычурного натурализма) показывает, какими мы были на рубеже 1970–1980-х, как работали и мудрствовали, какими иллюзиями утешались, как умели любить и дружить. Дело не в «Оскаре», но очевидно, что и зарубежные зрители увидели в этом фильме панорамный портрет необычной Советской России. Не из пропаганды, не из карикатурных боевиков. Это касается и не менее народного фильма «Любовь и голуби». А на перекорёженный, абсурдный мир нач. 1990-х Меньшов откликнулся фантасмагорией «Ширли-мырли». И снова — точнее не скажешь об этом времени, времени авантюристов. Истинный профессионал и патриот, Меньшов не любил эту эпоху. А рассказал о ней насмешливо, но без иссушающей ненависти.
Год назад он завершил свою колонку в журнале «Историк» такими словами: «И всё-таки перестройке не удалось сломить и переменить фундаментальное сознание нашего народа. Люди в большинстве своём не согласились с шельмованием истории. Сохранили верность ей. И я ориентируюсь на них. Перестройка на своём отрицательном опыте научила многих из нас выше ценить те принципы, которые подверглись осмеянию во второй пол. 1980-х. Это принципы патриотизма и справедливого государства».
Он отстаивал их до конца — как художник, необыкновенно взыскательный к своей работе. Поэтому у него немного фильмов, но все они на вес золота. Поэтому и память о нём остаётся с нами, хотя киноленту невозможно прокрутить назад.
Прощайте, Владимир Валентинович! Надёжный, вдумчивый, неравнодушный.
Редакция журнала «Историк»