Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Вид на Неву

№107 ноябрь 2023

Масштаб петровских преобразований был обеспечен выдвижением целой плеяды крупных государственных деятелей, таких как Александр Меншиков.

 

3966851.png
Михаил Пиотровский, академик РАН, директор Государственного Эрмитажа

 

Благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, написавшему «Люблю тебя, Петра творенье», мы все, а петербуржцы в особенности, воздаем должное первому российскому императору как основателю Санкт-Петербурга. Но важно помнить, что рядом с Петром был человек, который воплотил его великий замысел в жизнь, – Александр Данилович Меншиков. 

При этом делал он часто все на свой вкус. Есть исторический анекдот о том, что, вопреки изначальному плану строительства, Меншиков решил возвести здание Двенадцати коллегий не вдоль Невы, а перпендикулярно ей, чтобы на высвободившемся пространстве поставить свой дворец. Я не знаю, правда это или нет, но думаю, что в любом случае очень хорошо, что так сложилось, потому что если бы у нас здание Двенадцати коллегий тянулось вдоль реки, то получилась бы реплика Амстердама. И на широкой Неве это выглядело бы не очень красиво. Я уж не говорю о том, что ни Кунсткамера, ни величественная Академия наук работы Джакомо Кваренги уже не смотрелись бы так, как сейчас.

Сегодня дворец Меншикова – очень важная часть Государственного Эрмитажа. Любой музей служит для того, чтобы показывать вещи, на основании которых человек может судить и понимать больше, чем написано в учебнике истории. В случае с дворцом Меншикова это именно так…

Светлейший князь построил для себя громадную усадьбу, и то, что мы называем дворцом, на самом деле лишь ее центральная часть. Почти сразу после опалы Меншикова туда переехал Сухопутный шляхетский (впоследствии Кадетский) корпус. Благодаря Кадетскому корпусу для потомков сохранилось несколько залов, от пола до потолка выложенных голландской плиткой. Эта плитка уникальна: в Голландии такой нет, а у нас сохранилась.

Дворец – детище Петровской эпохи, пространство, которое не только рассказывает о том времени, но и само является его частью. Это создает неповторимую атмосферу, яркий, запоминающийся образ петровского правления, придворной и бюрократической жизни того периода. Помимо помещений с голландской плиткой, там есть небольшая комната с галереей картин голландских художников, особо, по моде петровского времени, развешанных по стенам. Даже сама система их развески дает представление о специфике музея той поры. По сути, это та система художественных координат, из которой впоследствии вырос Эрмитаж. Затем он пошел совсем в другом направлении. Да и Санкт-Петербург потом станет иным: при Пушкине это будет уже совсем не тот город, чем при Петре. Это как Рим против Амстердама – очень сильный контраст. Поэтому очень важно, что во дворце Меншикова удалось поймать этот момент в истории города. Мало где еще можно увидеть такое.

Дворец Меншикова – это еще и место сохранения памяти о самом светлейшем князе, а также о Петре, часто здесь бывавшем. Зайдите в кабинет хозяина: окна выходят на Неву – туда, где раньше был порт. Отсюда они вместе наблюдали за кораблями, которые приходили в Петербург. Это было главное, для чего создавался город: «Все флаги в гости будут к нам»! Придя в музей, вы можете посмотреть на Неву точно так же, как смотрели Петр и Меншиков.

Музей позволяет рассказать о подлинной истории Меншикова: мы спокойно и подробно показываем, что это был за человек. Мы видим, что и как он делал, каков был его масштаб. Мы не устраиваем дискуссий, плохой он или хороший, – в этом месте он такой, каким был, со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Так на примере Меншикова мы показываем, что как в этой блестящей эпохе, так и в истории вообще все непросто и неодномерно и что однозначные суждения о людях и событиях – не всегда самые точные.

Михаил Пиотровский, академик РАН, директор Государственного Эрмитажа