Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

О героях былых времен

№77 май 2021

Культовому советскому фильму «Офицеры» исполняется 50 лет. В этом году не стало Василия Ланового – великого актера и выдающегося гражданина, сыгравшего в знаменитой картине одну из главных ролей

Легендарная лента режиссера Владимира Рогового связывает общей памятью несколько поколений наших соотечественников. Секрет неизменной популярности «Офицеров» в героях – сильных, мужественных, благородных. Алексей Трофимов и Иван Варавва – образы собирательные, но, как это часто бывает с полюбившимися фильмами, зрители до сих пор стараются выяснить, кто был прототипами персонажей. Лановому этот вопрос задавали практически на каждой творческой встрече. «Нет у наших героев конкретных прототипов, – признавался Василий Семенович автору этих строк в одном из интервью. – Все дело в таланте сценаристов – Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта. Они сами прошли войну, сами все это пережили, перечувствовали и соединили в характерах персонажей черточки огромного числа людей. Я был знаком с поэтом Иваном Вараввой, имя которого получил мой герой. Его деда в Гражданскую действительно наградили красными революционными шароварами, но, как известно, в фильме они достались не Ивану, а Алексею. Так что неважно, что с кого было списано. Главное, что фильм и спустя десятки лет волнует душу зрителя».

Эта история началась задолго до того, как на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького режиссер Роговой приступил к съемкам «Офицеров»…

 

Те, кто приняли смертный бой

Мало кто знает, что признанный мастер военной прозы Борис Васильев начинал как драматург. Первую пьесу он написал в 1954 году, практически сразу после увольнения из армии. Называлась она «Танкисты» и рассказывала о военной династии, посвятившей себя бронетанковым войскам, в которых служил и сам автор. Ее приняли к постановке в Центральном академическом театре Советской армии, и худсовет спектакль «Офицеры» одобрил. Но на генеральном прогоне представители Главного политуправления сочли, что он позорит Советскую армию, и постановку запретили. Васильев переделал пьесу в повесть, но своего звездного часа ей пришлось ждать почти 15 лет.

С конца 1960-х годов пост министра обороны Советского Союза занимал маршал Андрей Гречко. Он понимал, что боевой дух армии зависит не только от уровня вооружения и боевой подготовки, но и от надежного тыла, который обеспечивают офицерам их жены на дальних погранзаставах и засекреченных точках, в закрытых военных городках и отдаленных гарнизонах. Идея снять фильм о нелегкой судьбе этих женщин принадлежала именно ему. Госкино объявило конкурс сценариев, в котором решил принять участие известный сценарист Кирилл Рапопорт. У него уже и название было – «Любочка», и сюжет в общих чертах готов. Со всем этим он и пришел к своему давнему соавтору – Борису Васильеву.

Васильев вспомнил про повесть, благо офицерская жена в сюжете наличествовала. Но ему все-таки хотелось, чтобы картина была именно об офицерах: у Бориса Львовича предки из поколения в поколение служили в русской армии; его прапрапрадед – генерал-лейтенант Илья Иванович Алексеев – был участником войны 1812 года. В итоге у Васильева и Рапопорта появился сценарий двухсерийной картины: в первой части события разворачивались от Гражданской войны до Большого террора, во второй – от Великой Отечественной до начала 1970-х.

Эпизоды, повествующие о том, как герои попали в жернова 1937 года, для Васильева имели принципиальное значение. Его отец с 1914-го командовал ротой, в 1917-м перешел на сторону красных. Лев Васильев служил храбро и честно, но от ареста это его не спасло. Борис Львович рассказывал, что отца посадили в одну камеру с будущим маршалом Константином Рокоссовским и, когда Иосиф Сталин распорядился освободить комкора, тот заявил, что выйдет только вместе с сокамерниками. Так в 1940 году Васильев-старший вернулся в строй.

  

Автор сценария фильма «Офицеры», писатель Борис Васильев и режиссер фильма Владимир Роговой

Но говорить о репрессиях в то время было не принято. Неудивительно, что худсовет Киностудии имени Горького две серии снимать не разрешил, объяснив это тем, что кинопрокату подобный формат неудобен. Удивляет другое: на проект с таким важным идейным посылом назначили режиссера с весьма скромным опытом. Владимир Роговой долгое время работал на студии директором картин, то есть отвечал за финансовые, а не творческие вопросы, потом был вторым режиссером, но самостоятельно снял к тому времени всего один фильм – добротную комедию про армейские будни «Годен к нестроевой». Единственным неоспоримым преимуществом Рогового было его фронтовое прошлое: он воевал в пехоте, дошел до Берлина. Прочитав сценарий, Владимир Авраамович буквально влюбился в него и с головой окунулся в работу.

 

Трудный путь им пришлось пройти

Сценаристы намеренно сделали главных героев такими разными. У Алексея поначалу к армейской службе душа не лежит, Иван – потомственный военный, казак, не мыслит себя без армии. Главное напряжение фильму о крепкой мужской дружбе должно было дать именно сходство противоположностей. За участие в картине соперничали едва ли не все ведущие актеры советского кино, успевшие блеснуть в образе офицеров. На роль Трофимова пробовались Юрий Соломин, Станислав Любшин, Михаил Ножкин, Евгений Жариков. Режиссер выбрал Георгия Юматова, в 15 лет ушедшего на фронт, актера от бога, не имевшего никакого профессионального образования. Ивана Варавву могли сыграть Александр Лазарев или Александр Белявский. Утвердили Олега Ефремова, но к съемкам актер так и не приступил – ему наконец-то предложили возглавить МХАТ, и о кино на время пришлось забыть.

В итоге Роговой решил пригласить на роль Вараввы Василия Ланового, но группа эту идею встретила довольно скептически. Второй режиссер Владимир Златоустовский вспоминал: «Тогда на всю Москву гремела "Принцесса Турандот", где Лановой блистательно играл принца Калафа, и ассоциация актера с этой изящной и очень смешной комедией была слишком сильна».

Да и артист, прочитав сценарий, от роли решительно отказался. «Сценарий мне понравился, – вспоминал Василий Семенович, – но я не понимал, зачем мне это нужно. Мне как артисту! Что мне там играть? Центральный герой – Трофимов, у Юматова текста в три раза больше, чем у меня. Мой Варавва оказывается даже не на втором, а на третьем плане, потому что вторая по значимости – Люба. Но главное – я не мог принять сам факт, что сильный и умный мужчина всю жизнь любит одну женщину и при этом ничего не делает для того, чтобы она принадлежала ему. Режиссер меня убеждал, что Варавва – это воплощение всего самого романтичного, что есть в русском офицерстве, а роли такого плана мне действительно удаются. Говорил и об изначальном замысле фильма – он должен был быть об идеальной офицерской жене, и задача моего персонажа – этот возвышенный идеал усиливать и поддерживать. Уговорил в конце концов. Но убежденности в том, что, согласившись сниматься, я поступил правильно, у меня не было. До тех пор, пока мы на площадке не встретились с Алиной Покровской. Увидев ее, я захотел сыграть эту историю так, чтобы это было убедительно. Понял, какая это актерски сложная задача, и возник азарт, которого прежде не было».

Актриса же волновалась, сможет ли она в свои 30 убедительно сыграть и 17-летнюю, и 50-летнюю, а в первый съемочный день ей пришлось примеривать парик и рисовать морщины. Но на долю Покровской выпали и куда более серьезные переживания. Вот как Лановой вспоминал съемки эпизодов о борьбе с басмачами, где от актеров потребовалось умение сидеть в седле: «Я это умею с детства. Для крестьянского мальчишки это норма. Всю оккупацию – с 1941-го по 1944-й – я с сестрами прожил у бабушки с дедом в селе Стрымба под Одессой. Однажды дед привел во двор кобылу – мне уже было лет семь с половиной – и сказал, что я теперь буду пасти наше деревенское стадо. Я спросил, где седло, дед ответил: так будешь ездить. Я и ездил. И потом не раз добрым словом поминал ту кобылу. В "Офицерах" в кадре сам несколько подсечек сделал.

Перед съемками нас отправили в манеж. Ни Жора, ни Алёна [так актрису звали коллеги. – «Историк»] до этой картины дело с лошадьми не имели. Юматов эту науку быстро освоил, лихой он был человек, а Алёна лошадей бояться перестала, но хорошей наездницы из нее не вышло. Для съемок ей дали самую смирную лошадку, которая категорически отказывалась идти в карьер. Пришлось заменить ее более резвым конем. Звали его Адлер – настоящий чемпион, на скачках всегда первым приходил. По сценарию в погоне я должен был скакать впереди, Алёна за мной и замыкающим Жора. Но Адлер, вспомнив скачки, решил меня обойти и полетел так, что не всякий опытный наездник с ним справился бы. Для Алёны все могло кончиться трагически. Я с трудом догнал ее, перехватил повод, но наших лошадей от столкновения понесло к обрыву. Там бы мы оба и очутились, если бы Жора на выручку не подоспел. Как он умудрился оба повода перехватить и на всем скаку увести нас от обрыва, до сих пор ума не приложу».

Памятник героям фильма «Офицеры», установленный 9 декабря 2013 года на Фрунзенской набережной в Москве

Целый свет помнит их в лицо

Картина должна была выйти на экраны в 1971 году, в канун 9 Мая. В начале апреля худсовет киностудии принял ее практически без поправок. У главного заказчика – Министерства обороны – тоже претензий не нашлось.

Разве что командующий ВДВ генерал Василий Маргелов попросил, чтобы третий из династии Трофимовых стал десантником. Так Иван надел голубой берет. Но пока переснимали сцену награждения, монтировали кадры учений – праздники прошли. Вдобавок чиновники из Госкино потребовали вырезать несколько сцен и присвоили фильму третью, самую низкую категорию.

Премьеру назначили на конец июля, в разгар летних отпусков. Зал кинотеатра «Россия» был наполовину пуст. Спас «Офицеров» счастливый случай: на премьеру пришла супруга маршала Гречко. Фильм ей очень понравился, и она поделилась впечатлениями с мужем. Министр обороны затребовал копию, посмотрел сам, а потом повез Леониду Брежневу. «Главный кинокритик» пришел в восторг, и было решено устроить фильму вторую премьеру – уже в сентябре. Стоит ли говорить, что в зале был аншлаг. И не только на премьере. «Офицеров» посмотрели 53,4 млн зрителей, фильм вошел в десятку самых кассовых советских кинокартин. А Василия Ланового читатели журнала «Советский экран» признали лучшим актером 1971 года.

Народный артист СССР Василий Лановой и президент России Владимир Путин во время шествия «Бессмертного полка». 9 мая 2019 года

Сам Василий Семенович полагал, что и без вмешательства министра обороны картина нашла бы путь к зрителю: «Судьба "Офицеров" все равно сложилась бы счастливо, но, конечно, позже, когда их показали по телевидению и потом стали крутить регулярно. И Алёна, и мы с Жорой после каждого показа письма мешками получали. Потому что фильм этот затрагивал какие-то очень глубокие и очень важные струны в душе каждого подлинно русского человека. Не зря же – мне об этом сам маршал Гречко рассказывал – под его влиянием набор в военные училища вырос в разы. Молодому поколению нужны герои, которые любят Родину беззаветно, как говорят, не щадя живота. Не постояв за ценой, как поется в замечательной песне. Наш фильм даже не об отдельных героях, а о целом героическом поколении, сделавшем для своей страны все, что было в их силах. Они не только одолели страшного врага, но в кратчайшие сроки вернули страну к мирной жизни – производство восстановили, сельское хозяйство. А все потому, что они государственниками были. Держава для них была важнее частных интересов! Мы у них в долгу неоплатном. И "Бессмертный полк", который с каждым годом становится все мощнее, – лучшее доказательство тому, что никто не забыт и ничто не забыто. Я выхожу на шествие "Бессмертного полка" с портретами мамы и папы. Их война шла в заводских цехах, где они голыми руками наполняли бутылки с зажигательной смесью. И пока силы будут, я буду идти в этом строю».

Актер, воплощавший для миллионов зрителей идеал воинской доблести, ушел из жизни накануне 50-летия фильма. До своих последних дней он с волнением думал о том, как выступит на юбилейном вечере перед фронтовиками, как споет песню о «тех, кто брал Берлин». Не довелось. Вся страна прощалась с любимым артистом, пересматривая его фильмы. И нет сомнений, что его герои – непобедимые, честные и отважные – по-прежнему идут рядом с нами.

 

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА КОМПАНИИ «ФОРМУЛА ЦВЕТА»/ТАСС, ИГОРЬ ЗОТИН/ТАСС, UNIONWEST ARCHIVE/VOSTOCK PHOTO, РИА НОВОСТИ, LEGION-MEDIA, ИГОРЬ ЗОТИН/ТАСС

Виктория Пешкова