Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«Непотопляемый авианосец» Америки

№69 сентябрь 2020

2 сентября 1945 года в Токийском заливе на американском линкоре «Миссури» представители Японии подписали Акт о безоговорочной капитуляции. Страна попала под оккупацию США, последствия которой не преодолены до сих пор

 

К планированию будущего Японии после ее поражения в войне американцы приступили уже через 10 месяцев после нападения на Пёрл-Харбор. С этой целью в Государственном департаменте США был создан специальный орган – Комитет послевоенных программ под председательством госсекретаря Корделла Хэлла. Одним из центральных вопросов острой дискуссии среди членов комитета стало отношение к власти японского императора. В Стране восходящего солнца он считался божеством, его именем творились все завоевания и зверства, и многие в США желали его низложения. 

Споры завершились в мае 1944-го, когда комитет решил, что императорская власть будет сохранена и японское правительство станет самостоятельно руководить страной. Однако это было мнение дипломатов, а у генералов, усиливших за годы войны свое влияние, существовали собственные взгляды на будущую оккупационную политику в Японии. 

 

Демократия для монополий 

Перспектива вступления СССР в войну на Дальнем Востоке создавала предпосылки использования советских войск для полного разгрома Японии и оккупации ими части ее территории. Однако американских политиков волновало, что в этом случае Советский Союз получит права на участие в управлении этой страной. Высказывалась точка зрения, что при оккупации Японии США должны обеспечить себе ведущее положение как держатель «контрольного пакета акций». О том, что активная роль СССР в военных действиях на Дальнем Востоке невыгодна Соединенным Штатам, заявляли многие американские политики и дипломаты. 

Сменивший умершего в апреле 1945-го Франклина Рузвельта на посту президента США Гарри Трумэн отбросил план расчленения Японии на оккупационные зоны, по которому советским войскам предстояло занять весь остров Хоккайдо и северо-восточную часть главного острова страны – Хонсю. Новый президент провозгласил, что оккупация и управление Японией должны быть «чисто американским предприятием». Основные цели послевоенной политики в отношении этой страны были определены в Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года, к которой после объявления войны Японии присоединился и Советский Союз. 

Перед американцами встал главный вопрос: что нужно сделать, чтобы никогда впредь не допустить превращения Японии во врага? Для этого прежде всего требовалось создать в этой стране такую экономическую систему, которая обеспечила бы ей возможность развиваться, не прибегая к внешней агрессии. Поэтому 11-й пункт Потсдамской декларации гласил: «Японии будет разрешено иметь такую промышленность, которая позволит поддержать ее хозяйство и взыскать справедливые репарации натурой, но не те отрасли промышленности, которые позволят ей снова вооружиться для ведения войны. В этих целях будет разрешен доступ к сырьевым ресурсам, в отличие от контроля над ними. В конечном счете Японии будет разрешено принять участие в мировых торговых отношениях». 

В основу экономики послевоенной Японии была заложена либеральная система свободного рынка американского образца. Созданию такой системы должны были способствовать реформы, в разработке которых на первом этапе оккупации в рамках образованного в декабре 1945 года Союзного совета для Японии участвовал и Советский Союз. Хотя этот совет являлся консультативным органом и окончательные решения принимал американский генерал Дуглас Макартур, командовавший оккупационными войсками в Японии, считается, что СССР все-таки сыграл определенную роль в демилитаризации страны, роспуске японских монополий (дзайбацу), ликвидации помещичьего землевладения, введении нового трудового законодательства и легализации левых партий и профсоюзов. 

Чтобы держать Японию в узде и не допустить ее возрождения на каком-то этапе в качестве военной державы, американская администрация подготовила для оккупированной страны новую конституцию, в которой впервые в современной истории провозглашался отказ государства от права ведения войны и обладания вооруженными силами. Девятая статья принятой в мае 1947 года Конституции Японии гласит: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается». 

Хотя текст Конституции Японии был написан американцами, уставший от войн японский народ охотно принял ее «мирную» статью и до сих пор требует от властей следовать ее положениям. Что касается восстановивших при помощи США свои монополии крупных японских капиталистов и близких им политиков, то они, лишившись собственного репрессивного аппарата, стали уповать в защите своих интересов на оккупантов. Опасения как Токио, так и Вашингтона по поводу набиравшего силу народного движения во главе с Коммунистической и Социалистической партиями и массовыми профсоюзами обусловили объединение в борьбе за власть в Японии американских и японских монополий. К такому союзу вынуждало США и изменение расстановки сил в Восточной Азии после победы коммунистов в Китае и Северной Корее. 

 

Вместе против коммунизма 

Американские военные, в отличие от опасавшихся возрождения японского милитаризма политиков, с самого начала видели в поверженном противнике своего пособника в обеспечении военного доминирования США на Дальнем Востоке. Идея использовать для этого бывшую императорскую армию родилась у американских генералов сразу же после ее разоружения. Еще в декабре 1945 года штаб Макартура поручил группе офицеров бывшего Генерального штаба Японии во главе с полковником Такусиро Хаттори разработать план воссоздания японской армии численностью 15 дивизий для мирного времени и 50 дивизий – для военного. 

Генерал Дуглас Макартур – командующий оккупационными войсками в Японии в 1945–1951 годах

В феврале 1946-го один из руководителей американской военной администрации в Японии заявил в беседе с известным журналистом Марком Гейном: «Не будем заблуждаться. Нам нужна сильная Япония, ибо настанет день, когда нам придется столкнуться с Россией, и для этого понадобится союзник. Таким союзником и будет Япония». Эти идеи перекликались с замыслами британского премьера Уинстона Черчилля использовать капитулировавшие на Западном фронте гитлеровские дивизии для реализации плана войны против СССР под названием «Немыслимое». 

Полковник Такусиро Хаттори – разработчик первого плана воссоздания японской армии еще в 1945 году

Начавшаяся в 1950 году война в Корее побудила американцев в нарушение послевоенной Конституции Японии встать на путь воссоздания японских вооруженных сил. С другой стороны, правительство США изыскивало возможность обойти 12-й пункт Потсдамской декларации о выводе из Японии после стабилизации положения всех иностранных войск, чего настойчиво добивался СССР. Соединенные Штаты стремились заключить с Японией мирный договор на условиях сохранения в стране американского военного присутствия и определяющего экономического и политического влияния. Скорейшее подписание подобного договора было необходимо американцам еще и потому, что в широких слоях японского народа росли антиамериканские настроения, усиливались протесты против затянувшейся оккупации. Этому способствовало поведение американских военнослужащих, совершавших насилие против жителей Японии. Для сокрытия такого рода «инцидентов» был принят «Кодекс прессы», запрещавший любую критику оккупационной администрации. Макартур в своих донесениях в Вашингтон не раз подчеркивал, что «продолжение оккупации может навсегда поссорить США с Японией». 

Впервые штаб Макартура предложил заключить мирный договор c Японией еще в 1947 году, вскоре после принятия новой конституции. Однако проект договора носил откровенно проамериканский характер, что вызвало возражения со стороны не только Советского Союза, но и других союзных держав. Победа коммунистов в гражданской войне в Китае подтолкнула американцев форсировать предоставление Японии формальной независимости с тем, чтобы превратить ее в полноценного военного союзника по борьбе с коммунизмом в Азии. Социалистические страны открыто объявлялись противниками США и Японии, от которых надо было совместно обороняться. 

В мае 1950 года Макартур в связи с этим обнародовал новую концепцию: «Теперь Тихий океан превратился в англосаксонское озеро, и наша линия обороны проходит через цепь островов, окаймляющих берега Азии. Эта цепь берет свое начало с Филиппинских островов, продолжается архипелагом Рюкю, главным островом которого является Окинава, а затем она, поворачивая назад, проходит через Японию, Алеутские острова и Аляску». Премьер-министр Японии Сигэру Ёсида не возражал против пристегивания своей страны к военной стратегии США. Он заявлял: «Мы тоже ведем борьбу с коммунизмом, и у нас есть очень опасный враг на севере». Японское правительство, опасаясь усиления левых сил в стране и распространения социалистических идей, втайне от народа обращалось к американцам с просьбой оставить в Японии свои войска и после заключения мирного договора. 

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско был подписан сепаратный мирный договор США с Японией. Представители СССР, протестуя против отказа американцев пригласить на мирную конференцию Китайскую Народную Республику и некоторые другие социалистические страны, а также против нежелания Вашингтона отразить в тексте договора включение Южного Сахалина и Курильских островов в состав Советского Союза, не стали ставить свои подписи под этим документом. Не могла Москва согласиться и с тем, что Сан-Францисский договор допускал сохранение на территории Японии – вопреки Потсдамской декларации – американского военного контингента. 

 

Спрятанная армия 

В день подписания мирного договора в клубе сержантского состава американской армии был заключен японо-американский «договор безопасности», означавший сохранение военно-политического контроля США над Японией. Согласно статье 1 этого договора, японское правительство предоставляло Соединенным Штатам «право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи нее». Иными словами, территория страны превращалась в плацдарм, с которого американские войска могли совершать военные операции против соседних государств. Ситуация усугублялась тем, что в результате своекорыстной политики Вашингтона эти государства, в первую очередь СССР и КНР, оставались в состоянии войны с Японией. И если Пекин в 1978 году все-таки подписал мирный договор с Токио, то наша страна из-за необоснованных территориальных претензий японского правительства не может сделать этого до сих пор, хотя в 1956-м и была подписана декларация, прекращающая состояние войны между СССР и Японией. 

«Договор безопасности» был нужен американцам не только для обладания военными базами рядом с советской территорией, но и для вовлечения Японии в военную стратегию США в Восточной Азии. Это проявилось уже в годы войны в Корее, когда под предлогом «специальных заказов» для войск ООН, основу которых составляла армия США, и для марионеточного южнокорейского режима Япония была превращена в американскую базу снабжения и ремонта военной техники. Это во многом способствовало восстановлению японской промышленности и обогащению крупных корпораций. 

Основу новой военной промышленности Страны восходящего солнца американцы создавали еще до Корейской войны. В марте 1948-го штаб Макартура отдал секретный приказ о прекращении демонтажа 125 предприятий, входивших в репарационный список, а в следующем году из этого списка были исключены 73 японские компании, которые владели производствами военного назначения. В конце 1949 года возобновили работу японские арсеналы. Для транспортировки американских войск и военной техники было мобилизовано 12 тыс. железнодорожных вагонов, а далее они доставлялись в порты Кореи на японских судах. 

По некоторым сведениям, в боевых действиях в Корее принимало участие до 25 тыс. японцев, однако документального подтверждения этой цифры не обнаружено. Зато доподлинно известно, что американцы через несколько дней после начала Корейской войны создали в Японии «резервный полицейский корпус» (75 тыс. человек). Перед этим на переподготовку в США были направлены первые 230 высших японских офицеров. В августе 1952-го был сформирован «корпус национальной безопасности» (110 тыс. человек). Наконец, 1 июля 1954 года парламент страны принял закон о создании на основе корпуса так называемых Сил самообороны Японии – фактически полноценных вооруженных сил, включающих сухопутные войска, авиацию и военно-морской флот. 

Силы самообороны, весь командный состав которых был подготовлен американцами, заняли место оккупационных войск, выведенных из Японии в апреле 1952 года. Но не полностью: до сих пор в стране остается около 100 военных баз и объектов США (45–50 тыс. солдат и офицеров). Остров Окинава, фактически превратившийся в американскую колонию, вернулся в подчинение японского правительства только в 1972 году, но и сегодня продолжается борьба за вывод оттуда сил оккупантов. 

 

Оккупация после оккупации 

Опыт Корейской войны убедил американцев в перспективах использования Японии как военного союзника, а не только как тыловой базы. Тем более что быстрый рост японского промышленного производства и накопление за счет экспорта товаров немалых средств позволяли приступить к этапу превращения страны в главного военного партнера США на Тихом океане, хотя и призванного играть подчиненную роль. Однако японские политики по мере обретения страной экономической мощи проявляли стремление все к большей самостоятельности, в том числе в отношениях с Вашингтоном. Чтобы хотя бы внешне удовлетворить возрастающие амбиции Токио, американцы «с пониманием» отнеслись к идее пересмотра «договора безопасности» 1951 года, который вызывал недовольство в широких кругах японской общественности, требовавшей вовсе отказаться от военного альянса с США. 

В этой обстановке американцы стремились, создав видимость самостоятельной роли Японии в японо-американском союзе, в то же время сохранить все привилегии, которыми они пользовались на Японских островах. А главное – сохранить право размещать по своему усмотрению в Японии военные базы США. При этом было очевидно, что присутствие американских войск и военных баз на японской территории фактически сводило на нет формальное прекращение оккупации. 

Подписание Сан-Францисского мирного договора с Японией. 8 сентября 1951 года

Несмотря на бурные народные выступления против заключения нового «договора безопасности», усилиями правящей Либерально-демократической партии Японии и премьер-министра Нобусукэ Киси (деда нынешнего премьера Синдзо Абэ) 19 января 1960 года был подписан Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности. Для подчеркивания якобы «равноправного» характера соглашения в него была внесена 4-я статья, предусматривавшая «предварительные консультации» сторон по вопросу о выполнении договора во всех случаях, когда окажутся под угрозой безопасность Японии или международная безопасность на Дальнем Востоке. Однако в действительности такие «консультации» распространялись лишь на ограниченный круг вопросов. По этому поводу авторитетный японский журнал «Тюо корон» писал: «Практика показала, что американские войска ни в чем не стесняются в Японии, а в случае возникновения войны они не будут связывать себя консультациями. Поведение американских войск в Японии в связи с Кубинским кризисом 1962 года свидетельствует о том, что они действуют как хотят, а Япония оказалась бы вовлеченной в эти действия автоматически». 

Ярким проявлением превращения Японии в плацдарм агрессивных войн в Восточной Азии стало использование ее инфраструктуры и экономики для обеспечения развязанной США войны во Вьетнаме. Вот как оценивали роль своей страны японские авторы книги «Черная книга Японии. Мы предъявляем обвинение»: «В порты – базы военно-морского флота США в Японии стали заходить американские атомные подводные лодки, забрызганные кровью вьетнамского народа, на военные транспорты грузится оружие для истребления вьетнамцев. С аэродромов американских ВВС в Японии взлетают бомбардировщики, отправляющиеся бомбить Северный Вьетнам. Напалмовые бомбы, изготовленные в Японии, грузят на американские транспортные суда с японской командой и отправляют из японских портов во Вьетнам, чтобы сжигать вьетнамцев. Военные базы США в Японии пропахли порохом и кровью вьетнамского народа. Более того, США стремятся вовлечь в эту жестокую войну, в свои агрессивные войны в Азии Силы самообороны Японии». Подтверждением сказанного служит хотя бы тот факт, что 92% использованного американской армией против вьетнамского народа напалма было произведено в Японии. 

Военно-воздушная база корпуса морской пехоты США Футенма на острове Окинава

Война во Вьетнаме показала, что американские базы в Японии и военно-техническое содействие Токио стали важнейшим фактором военной стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если раньше образное определение «непотопляемый авианосец» применительно к Японии использовалось лишь в журналистике, то в период всестороннего расширения и углубления военного альянса двух стран при премьер-министре Ясухиро Накасонэ и президенте США Рональде Рейгане оно превратилось в термин политического лексикона. Как писали тогда в японских СМИ, лидер страны признал, что «на японском непотопляемом авианосце вывешен американский флаг». 

За прошедшие с тех пор годы созданные при поддержке Вашингтона армия и флот Страны восходящего солнца в нарушение Конституции Японии вновь выдвинулись в число ведущих вооруженных сил мира. Достаточно сказать, что по военным ассигнованиям скрывающиеся под эвфемизмом «Силы самообороны» японские армия и флот опережают такие ядерные державы, как Великобритания и Франция. А нынешний президент США Дональд Трамп и вовсе открыто призвал японцев к обладанию ядерным оружием для противодействия Китаю. Подобные речи встречают теплый прием у японских реваншистов, мечтающих о возвращении «утерянных» территорий, в том числе Сахалина и Курил. При очередном изменении международной обстановки построенный с благословения Вашингтона японский «авианосец» может снова двинуться в военный поход. 

 

Что почитать? 

Молодяков В.Э., Молодякова Э.В., Маркарьян С.Б. История Японии. ХХ век. М., 2007

Кошкин А.А. Россия и Япония: узлы противоречий. М., 2010

 

Фото: LEGION – MEDIA, СОСТАВИТЕЛЬ АНАТОЛИЙ КОШКИН, ХУДОЖНИК ЮРИЙ РЕУКА, AP/TASS

Анатолий Кошкин, доктор исторических наук