Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Реставрация главного храма России

№63 март 2020

Вот уже третий год в Успенском соборе Московского Кремля проходят масштабные реставрационные работы. При этом храм, являющийся еще и одним из самых посещаемых музейных объектов столицы, работает в обычном режиме: туда пускают туристов, там проводятся патриаршие богослужения. Однако мало кто знает, что одновременно с этим в Успенском соборе совершаются крупные научные открытия

 

Успенский собор, построенный в 1475–1479 годах итальянским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти, на протяжении пяти с лишним веков является главным собором русского государства. С конца ХV века именно здесь возводились на великое княжение, а затем и на царство русские государи, происходила интронизация митрополитов и патриархов. 

Масштабные реставрационные работы в храме начались после того, как в мае 2017 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Музеями Московского Кремля и ПАО «Транснефть». Приоритетным направлением этого сотрудничества и стало восстановление Успенского собора, в ходе которого проводится не только комплексная реставрация строительных конструкций, но и беспрецедентные по масштабу научно-исследовательские работы. О промежуточных результатах, тайнах, которые открылись исследователям, а также о дальнейших планах рассказали представители Музеев Московского Кремля и компании «Транснефть». 

 

Зачем понадобилась реставрация? 

Как отмечают специалисты, в интерьере собора сохранились росписи, относящиеся к различным периодам истории памятника. Их небольшой, но уникальной частью являются фрески конца XV – начала XVI века, над которыми работали мастера круга знаменитого иконописца Дионисия. Созданы они почти на полтора столетия раньше основного, дошедшего до нашего времени ансамбля стенописи, выполненного по указу царя Михаила Федоровича в 1643 году. На протяжении ХХ века фрески неоднократно реставрировались – еще до революции, в 1910-м, а потом в несколько этапов в советский период, последний из которых пришелся на 1970–1980-е годы. Но к сожалению, время неумолимо, и сегодня на поверхности стенописи наблюдаются такие неприятные явления, как выступление солей, а также отслоение древнего грунта. 

Нынешняя реставрация Успенского собора рассчитана на длительный период, с 2017 по 2023 год. По словам генерального директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной, проводимые в соборе работы направлены прежде всего на поддержание сохранности и бережный уход за стенописью: реставраторы не только осуществляют меры по консервации красочного слоя, но и удаляют копоть, грязь, различные наслоения, заделывают трещины в штукатурном основании, восполняют утраты, укрепляют грунт. Это огромная работа: как рассказала Елена Гагарина, над фресками Успенского собора одновременно трудятся около 40 реставраторов. 

Заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля Андрей Баталов, генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина и президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев (слева направо) на пресс-конференции, посвященной реставрации Успенского собора Московского Кремля

Все внутреннее пространство храма разделено на шесть участков, которые соответствуют шести этапам работ. Поочередная реставрация каждого участка позволяет не закрывать собор на это время для туристов и не мешает проведению богослужений. На первом этапе была восстановлена западная часть основного пространства собора, сейчас проводится второй, в рамках которого реставрируется живопись в северной части. Также в 2018 году специалисты начали работу над конструкциями крыши, сводов, кровли и чердачным пространством, где обнаружились протечки. Разумеется, не устранив их, воссоздать фрески было невозможно. Этот этап работы уже завершен, и проблема практически решена: удалось нормализовать микроклимат пространства, которое находится под сводами, что позволило приступить к полноценной реставрации. «И хотя до полного завершения работ еще далеко, уже на этом этапе можно говорить о целом ряде важных научных открытий», – считает заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля Андрей Баталов. 

 

«Вырвать из тьмы веков» 

Одна из главных проблем кремлевских соборов, причем не только Успенского, – образование конденсата по кровле. Андрей Баталов рассказал, что при проведении сегодняшних работ удалось наконец понять, почему скапливается конденсат, и принять необходимые меры для его устранения. В первую очередь исправляются ошибки предыдущих реставраций. Так, например, ранее были закрыты продухи между кровлей и верхними архивольтами закомар, из-за чего воздухообмен прекратился. Теперь же их открывают, оборудуя специальными решетками для того, чтобы там не гнездились голуби, и восстанавливают воздухообмен. Также убрана промежуточная кровля, сделанная в 1970-е годы во время реставрации к Олимпиаде, изменен характер утепления сводов, модернизированы вентиляционные отверстия для защиты от сильного дождя. 

Другую масштабную проблему только предстоит решить. В 1970-е Соборная площадь получила бетонное покрытие: фактически была сделана сплошная бетонная плита, которая вплотную подошла к Успенскому собору, «подарив» ему такие неприятные процессы, как образование солей. Они идут из почвы оттого, что нет дышащей отмостки, и далее движутся по стенам храма, разрушая в том числе и фресковую живопись. По словам Баталова, в рамках реставрации планируется соорудить дышащую отмостку, отрезав примерно по два метра от бетонной плиты вокруг собора, что, по мнению специалистов, защитит его от солевых отложений. 

Баталов особо подчеркнул, что качественная реставрация всегда преследует не только прагматические (сохранение и консервация), но и исследовательские цели. Тем самым «специалисты стремятся вырвать из тьмы веков определенную информацию, которая обогатит наши представления о древнерусском искусстве», отметил он. Как рассказал ученый, еще в 1910 году были открыты фрески в алтарных помещениях собора, в Петропавловском и Похвальском приделах. Они датируются самым первым периодом украшения храма, когда по заказу архиепископа Ростовского Вассиана (Рыло) был сделан иконостас по образцу иконостаса владимирского Успенского собора, и тогда же – в 1481 году – были расписаны алтарная преграда и соборные приделы. 

Находки из Похвальского придела 

Важнейшим событием реставрации стало обнаружение под полом XIX века и засыпкой сводов 1670-х годов новых участков стенописи в алтарном пространстве, в частности – в Похвальском приделе. Это нижние части композиций «Собор Богоматери» и «Рождество Иоанна Предтечи» и две новые фигуры пророков, принадлежащих композиции «Похвала Богоматери». Большинство исследователей датируют эти росписи концом XV века, а точнее – временем, близким к созданию первого иконостаса собора в 1481 году мастерами Тимофеем, Ярцем и Коней во главе с Дионисием. Также существует точка зрения, согласно которой они могли быть выполнены в 1513–1515 годах, когда, как говорят летописи, Успенский собор впервые был расписан полностью. 

Важно, что не только в Москве, но и вообще в нашей стране сохранилось ничтожно малое количество фресок этого периода, то есть конца XV – начала XVI века. Относительно широко известен всего один ансамбль – росписи Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря под Вологдой. Поэтому ранние фрески Успенского собора Кремля, и в частности в Похвальском приделе, приобретают еще большую значимость. 

По мнению исследователей, обнаруженные весьма обширные фрагменты существенно обогащают наше представление не только об иконографии, но также о стилистике и колорите фресковой живописи конца XV века. «Особенность этих фресок, закрытых от глаз еще во второй половине XVII века, в том, что они никогда не подвергались поновлениям и реставрации, дойдя до нас практически в первозданном виде, – говорит Андрей Баталов. – Ведь фактически последний раз их видели в 1670-е годы, и с тех пор они находились под слоем засыпки». Все это, считает ученый, дает новые основания, чтобы судить о первоначальном виде собора. 

Но на этом «сюрпризы» памятника, как их назвал Баталов, не заканчиваются. Недавно по инициативе хранителя Успенского собора Алексея Баркова было извлечено несколько икон из главного иконостаса, закрывавших западную грань юго-восточного столпа, на которой были обнаружены живописные орнаменты и композиции, относящиеся к самому раннему периоду (конец XV – начало XVI века). О существовании росписей на столпах за иконостасом было известно ранее, но со времени его последней реставрации в 1882 году их никто не видел. «Это большое приобретение для науки, которое стало возможно исключительно благодаря комплексной реставрации, проводящейся сейчас в Успенском соборе – храме, который всегда находился в сердце развития древнерусского искусства со второй половины XV столетия», – отметил Баталов. 

 

«Мы здесь не торопимся» 

Уже сделанные открытия точно не будут последними. У специалистов Музеев Московского Кремля большие планы относительно дальнейшего исследования Успенского собора. В частности, предполагается получить новые сведения о первоначальном устройстве и структуре храма, построенного Аристотелем Фиораванти. Более того, планируется провести новые археологические исследования под полом собора и наконец раскрыть тайну облика самого первого храма, сооруженного в 1326 году при Иване Калите. Пока о нем есть только фрагментарные данные, но ученые возлагают надежды на грядущие археологические изыскания. 

Андрей Баталов особо отметил обстоятельность и неспешность проводимых работ. По его словам, на сегодняшний день, к сожалению, только в Музеях Московского Кремля сохраняется оазис научной реставрации, принципы которой сформировались в 1970–1980-е годы. «Мы здесь не торопимся, мы исходим из нужд, которые диктует сам памятник. Надеемся, что этой реставрацией сможем создать условия, при которых собор не будет испытывать угроз для своей устойчивости еще на протяжении по крайней мере ста лет», – сказал Баталов. По словам президента ПАО «Транснефть» Николая Токарева, конкретные результаты работ в Успенском соборе позволят совместными усилиями сохранить для будущих поколений этот исторический и архитектурный памятник. 

Общий объем финансирования программы реставрации собора составит порядка 360 млн рублей. «Успенский собор – это главный храм России, с него началось строительство всего соборного комплекса Кремля, много исторических событий с ним связано. Сохранить его для будущих поколений мы считаем одной из наших основных задач, – подчеркнул Николай Токарев. – “Транснефть” – единственный партнер Музеев Московского Кремля, который занимается этой работой. Это наша почетная миссия».

Фото: РИА Новости, СЕРГЕЙ КАРПУХИН/ТАСС, НАТАЛЬЯ ЛЬВОВА

Никита Брусиловский