В штабах Победы
№18 июнь 2016
В выставочном зале «Новый Манеж» открылась экспозиция, рассказывающая о самом тяжелом для нашей страны, начальном этапе Великой Отечественной войны. На выставке представлены уникальные архивные документы.
Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости
Как изменилась страна с началом войны, чем жило население Советского Союза в те тревожные дни, как в условиях военного времени функционировали государственные органы управления, за счет чего удалось сорвать фашистский блицкриг? Выставка «1941. В штабах Победы», подготовленная Российским государственным архивом социально-политической истории (РГАСПИ) при поддержке Департамента культуры города Москвы, знакомит с подлинными документами первых месяцев Великой Отечественной войны, позволяет многое узнать о той эпохе и погрузиться в ее атмосферу…
Сила архивного документа
Выставка открылась в преддверии Дня Победы и будет работать до конца июня, в том числе и в памятный день 75-летия начала войны. В ее названии отмечен 1941 год, поскольку организаторы представляют первую из пяти готовящихся ими экспозиций, каждая из которых будет посвящена одному году Великой Отечественной.
Штабы Победы… Эти слова в названии выставки не следует истолковывать буквально. Речь идет не только о центрах управления армией во время войны. Как подчеркнул директор РГАСПИ Андрей Сорокин, историей государственного управления тема экспозиции не исчерпывается.«Под штабами Победы, – пояснил он, – мы понимаем все множество больших и малых органов государственного управления, общественных организаций нашей страны, творческих союзов (писателей, театральных деятелей), а также других обществ, вплоть до церковных приходов, семей, конструкторских бюро и научных лабораторий. Все это множество "штабов" и обеспечило консолидацию общества. Все эти центры управления удалось сложить в единую, стройную, централизованную систему, позволившую мобилизовать все ресурсы страны на достижение Победы. И именно поэтому она смогла состояться».
Сообщение о донесении агента НКГБ из Берлина, датированное 17 июня 1941 года, и резолюция на нем И.В. Сталина
Посетителей выставки ожидает серьезный, объективный рассказ о труднейшем периоде истории нашего государства. Экспозиция носит историко-документальный характер, базируясь в первую очередь на архивных документах. Организаторы, по словам Андрея Сорокина, придерживались принципа превосходства фактов и документов над всевозможными домыслами и интерпретациями исторического процесса. Выставка представляет более 750 документов, среди которых материалы Государственного комитета обороны (ГКО) СССР, Ставки верховного главнокомандования и Генерального штаба Красной армии, Политбюро ЦК ВКП(б), Совета народных комиссаров, Верховного совета СССР, личных фондов И.В. Сталина, А.А. Жданова, В.М. Молотова, А.И. Микояна, Г.М. Маленкова и других видных политических деятелей той эпохи.
Открывая выставку, заместитель руководителя Федерального архивного агентства Владимир Тарасов отметил особую роль документов в формировании у современного человека верного представления о Великой Отечественной войне.
Реконструкция обстановки кремлевского кабинета И.В. Сталина (Фото: Наталья Львова)
«Чем больше проходит времени и чем меньше в наших рядах остается ветеранов, которые были свидетелями тех страшных событий, тем больше нужно показывать, какой была война на самом деле, – сказал он. – К великому сожалению, и у нас в стране, и за рубежом находятся люди, которые в силу незнания (а нередко и сознательно) искажают историю, пытаясь представить СССР и Красную армию чуть ли не агрессорами, изобразить результаты военных действий совершенно иными, нежели они были в действительности. Мы, архивисты, видим свою задачу в том, чтобы показать реальную картину событий. Являясь хранителями сотен тысяч документов о Великой Отечественной войне, мы стремимся их выставлять, публиковать, чтобы о них знали люди».
Об этом же на открытии выставки говорил и руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский:«Очень хорошо, что архивисты со свойственной им объективностью показывают все стороны жизни, не воспевая и в то же время не трагедизируя какую-либо из них. Такой взвешенный, разносторонний и объективный взгляд очень нужен нам сегодня».
Мифы и их разоблачение
Довоенным месяцам 1941 года, когда мало кто в СССР предполагал, что мирное течение жизни страны скоро будет нарушено вероломным вторжением врага на ее территорию, посвящен открывающий выставку раздел. Самая красноречивая его часть – расположенная в центре зала инсталляция, представляющая интерьер квартиры семьи военного: обеденный стол со скатертью, детская кукла на гнутом венском стуле, скромное женское платье, висящее на вешалке, стоящие чуть поодаль словно забытые туфли. И конечно, одна из наиболее ярких примет времени – патефон с пластинками Апрелевского завода. На стены проецируются изображения, и веселые, беззаботные кадры начала 1940-х чередуются тут со снимками, рассказывающими о репрессиях, – лагерными фотографиями писателя Варлама Шаламова, будущего академика Сергея Королева, других пострадавших в те годы. Организаторы выставки стремились показать ключевые моменты истории Советского Союза той поры, представить все стороны его жизни.
Иногда можно услышать, что наша страна не готовилась к войне. Документы, с которыми знакомит эта часть экспозиции, свидетельствуют, что это не так. Подготовка к вероятному военному конфликту шла полным ходом, просчитывались детали возможной мобилизации. Архивные документы подробно повествуют о вооружении самолетов, изготовлении пушек, строительстве и маскировке аэродромов. Особый акцент делался именно на перевооружении частей Красной армии. Представленные здесь материалы опровергают миф о «полной неготовности» СССР к войне. Но довести до конца все намеченные мероприятия к началу войны, к сожалению, не удалось. Связано это и с тем, что расчет даты нападения нацистов на Советский Союз был сделан руководством страны неверно. На выставке можно изучить разведывательные сводки и донесения о готовившейся немецкой атаке, увидеть докладную записку Георгия Жукова, поданную Сталину, о возможном военном столкновении с Германией, а также ознакомиться с весьма гневными резолюциями вождя на такого рода документах.
Немецкие пропагандистские плакаты, распространявшиеся на оккупированных территориях СССР
И вот наступило 22 июня 1941 года. Документы вновь развенчивают популярные мифы, в частности о том, что якобы глава государства в первые дни войны находился в подавленном состоянии и никого у себя не принимал. Записи «Журнала посещений кабинета товарища Сталина», который вели дежурные секретари, полностью это опровергают, наглядно показывая, что в этот день Сталин начал прием в 5.45 утра, причем в списке его посетителей – вся политическая и военная верхушка Советского государства: Вячеслав Молотов, Лаврентий Берия, Семен Тимошенко, Георгий Жуков, Георгий Маленков, Анастас Микоян, Климент Ворошилов и многие другие. Кроме того, в первые же дни войны были созданы новые органы власти: Ставка главного командования (с 10 июля 1941 года Ставка верховного главнокомандования), Совет по эвакуации, Совинформбюро, Бюро военно-политической пропаганды, Государственный комитет обороны. Тем самым кризис государственного управления, возникший в экстремальной ситуации внезапно начавшейся войны, был достаточно быстро преодолен.
В экспозиционном зале расставлены сооружения, имитирующие большие противотанковые надолбы (один из символов военного времени), на которых размещены документы. Особенно много здесь просьб о принятии на фронт – как от молодежи, так и от людей старшего поколения. Примечательный экспонат – настенный отрывной календарь, на его странице 22 июня 1941 года кто-то написал карандашом:«Началась война с немцами»…Тогда всю жизнь страны нужно было перестраивать на военные рельсы. Этот процесс освещают многочисленные директивы, постановления и указы: об объявлении военного положения, об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с работы, о введении карточек на хлеб, об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, сеющих тревогу и панику среди населения. Возникла необходимость и в особых мерах, направленных на нераспространение информации о частях Красной армии. Так, 6 июля 1941 года было принято постановление ГКО «О мерах по усилению политического контроля почтово-телеграфной корреспонденции», в котором, в частности, говорилось о запрете сообщения в письмах и телеграммах каких-либо сведений военного, экономического или политического характера, оглашение которых может нанести ущерб государству. В связи с этим солдатам и офицерам в письмах родным следовало указывать «в Н-ской дивизии», «в Н-ском городе», чтобы в случае перехвата корреспонденции врагом важная информация оставалась для него недоступной…
Юные посетители изучают электронные материалы выставки (Фото: Наталья Львова)
Красноречивое название раздела экспозиции «Вношу и я свою долю в Фонд обороны» говорит само за себя: помощь фронту стала поистине всеобщим, всенародным делом. Фонд обороны был создан в конце июля 1941 года по инициативе трудящихся, о чем писала газета «Правда» – и с этими публикациями также можно ознакомиться на выставке. Был организован сбор средств на строительство танков, самолетов, бронепоездов, стрелкового оружия и т. д. Люди отправляли на фронт и теплые вещи для бойцов Красной армии, которые получали в том числе раненые в госпиталях. Уже летом 1941 года началось производство боевой техники на пожертвования, сделанные трудящимися в Фонд обороны: в частности, благодаря комсомольцам города Рубцовска (Алтайский край) появилась танковая колонна «Алтайский комсомолец».
Представленные на выставке материалы опровергают и миф о том, что в первые месяцы войны Красная армия якобы терпела одни лишь поражения. На самом деле было немало локальных побед, в ряде случаев частям и подразделениям советских войск удавалось организовать активное сопротивление. Так, битва за Дубно – Луцк – Броды стала крупнейшим танковым сражением в мировой истории. Выставка знакомит посетителей и с документами, рассказывающими о первых больших победах 1941 года, в том числе о Ельнинской и Ростовской операциях.
Особой страницей истории первых месяцев войны, с самого начала исполненной героизма и подвигов, стали организация и проведение эвакуации из районов, которым угрожала оккупация. Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР во главе с Лазарем Кагановичем, Алексеем Косыгиным и Николаем Шверником, созданный 24 июня 1941 года, сразу же приступил к работе. Действовать приходилось в экстремальных условиях продвижения врага вглубь страны. В ведении Совета находилась прежде всего эвакуация населения, в первую очередь квалифицированных рабочих и служащих, стариков, женщин и детей. Документы, включенные в экспозицию, показывают объективную картину тех дней: кто-то просил как можно скорее эвакуировать его семью, кто-то сам пытался пробиться на восток страны, кто-то, напротив, отказывался от эвакуации, готовясь к встрече с врагом лицом к лицу. Кроме того, эвакуации подлежало оборудование фабрик и заводов с последующим развертыванием производства на новом месте. Наконец, необходимо было спасать ценности музеев и библиотек…
Директива № 2, направленная из Москвы военным советам Ленинградского, Прибалтийского Особого, Западного Особого, Киевского Особого и Одесского военных округов ранним утром 22 июня 1941 года
Во время войны не остались в стороне от происходящего и представители религиозных конфессий: об их патриотической деятельности рассказывают фотоснимки, письма, различные документы и печатные сборники. Уже 22 июня, сразу после объявления о вторжении врага на территорию СССР, к верующим обратился патриарший местоблюститель митрополит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) – его фотография и текст выступления представлены в экспозиции. Церковь в первые же месяцы войны организовала сбор средств на вооружение действующей армии: так, на пожертвования верующих впоследствии была построена танковая колонна «Димитрий Донской». С призывом встать на борьбу с фашистскими захватчиками к единоверцам обратился и муфтий Габдрахман Расулев. Среди документов здесь приводится и письмо раввина Исаака Рабиновича из Нью-Йорка, адресованное Михаилу Калинину, с пожеланиями СССР победы в войне против Германии.
Есть на выставке раздел, посвященный вкладу в Победу деятелей науки и культуры. Особое место в нем занимает уникальный документ, предоставленный Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М.И. Глинки, – это ноты песни «Священная война» с автографом композитора Александра Александрова.
По ту сторону фронта
В 1941 году войска вермахта заняли значительную часть территории СССР, миллионы наших граждан оказались в оккупации. Об условиях жизни на оккупированных фашистами территориях и партизанской борьбе повествуют экспонаты следующего зала выставки. Прежде всего это предоставленные РГАСПИ, ранее никогда не экспонировавшиеся немецкие пропагандистские плакаты с текстами на русском языке, призывавшие к борьбе с большевиками и оказанию помощи германской армии. Захватчики сулили разнообразные выгоды перебежчикам и угрожали суровой расправой всем непокорным.
Представление о том, как был организован режим на оккупированных территориях, дают размещенные в экспозиции приказы и постановления различных немецких комендатур и управ. Масштабы идеологической обработки населения поражают: существовал приказ об изъятии всех прежних учебников по истории и использовании нового, который был создан в оккупированной Риге. Много страниц в нем посвящалось «великому вождю» Адольфу Гитлеру. Опорой нацистских властей были согласившиеся на сотрудничество с ними местные жители: вниманию посетителей выставки представлен паспорт члена Организации украинских националистов, а также брошюра одного из идеологов этого движения.
Документы и фотографии, представленные на выставке в Новом Манеже, рассказывают о первых месяцах Великой Отечественной войны (Предоставлено РГАСПИ)
Фотографии, демонстрирующие зверства нацистов (повешенные партизаны; мирные жители, которых отправляют на рабский труд в Германию), выглядят устрашающе, но именно это и нужно показать сегодня, иначе современному человеку трудно понять, что на самом деле довелось пережить тем, кто оказался на оккупированных территориях.
Однако развязанный немцами террор не смог запугать население: партизанское движение со временем только расширялось. Первые партизанские отряды появились сразу после 22 июня, они возникали как организованно, так и стихийно. Экспозиция знакомит посетителей с партизанскими листовками, фотографиями, на которых мы видим получающих оружие партизан и последствия диверсий на аэродромах, материалами об организации школ для подготовки партизан-диверсантов. Есть здесь и немецкие листовки, призывавшие к борьбе с партизанами.
Теме героизма воинов Красной армии, партизан и работников тыла посвящен раздел, оформленный особенно торжественно. Тут не только фотографии генералов Льва Доватора и Ивана Панфилова, но и их личные вещи, шапка-кубанка Зои Космодемьянской, ордена павших бойцов, представления и указы о награждении артиллеристов и летчиков, совершивших подвиги летом и осенью 1941 года.
Уже в начале Великой Отечественной войны были заложены основы для создания антигитлеровской коалиции: шли переговоры с Великобританией и Соединенными Штатами об Атлантической хартии, о совместных действиях против Германии. Ряд документов экспозиции дает представление о том, что такое ленд-лиз, а также рассказывает о приеме Сталиным Гарри Гопкинса, ближайшего советника президента США, прибывшего в Москву в конце июля 1941 года.
Выставка, рассчитанная на думающего и рассуждающего зрителя, позволяет приблизиться к пониманию трагичности и сложности ситуации, возникшей на начальном этапе войны. В следующем году ее организаторы планируют рассказать о событиях 1942 года – не менее драматичных как для Красной армии, так и для всей советской страны. А в декабре текущего года в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе откроется масштабная экспозиция, посвященная 75-летию разгрома фашистов под Москвой.
Никита Брусиловский
ВЫСТАВКА «1941. В ШТАБАХ ПОБЕДЫ»продлится до 26 июня 2016 года
Адрес: г. Москва, Георгиевский переулок, д. 3, стр. 3
Режим работы: со вторника по воскресенье – с 12:00 до 21:00 (кассы до 20:30); понедельник – выходнойЛицам до 18 лет вход на выставку свободный
22 июня 2016 года для всех желающих посетить выставку вход свободный
Никита Брусиловский