Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Похищение Европы

№7 июль 2015

История о том, как Соединенные Штаты Америки завоевывали послевоенный Старый Свет

Таким изображался Джордж Маршалл на советских пропагандистских плакатах. Худ. Кукрыниксы. 1951 (Фото: Михаил Озерский / РИА Новости)

Выступая на одной из встреч в рамках Ялтинской конференции (4–11 февраля 1945 года) Иосиф Сталин подчеркнул, что союзникам нетрудно было сохранить единство во время войны, поскольку существовала общая цель – нанести поражение заклятому врагу. Более трудная задача, отметил советский лидер, встанет после войны, когда различие интересов будет толкать союзников к разобщению.

Он как в воду глядел.

Вторая мировая еще не завершилась, а новый президент США Гарри Трумэн, вступивший в эту должность после смерти Франклина Рузвельта 12 апреля 1945 года, занял сторону тех сил американской элиты, которые давно уже были враждебно настроены по отношению к самой идее послевоенного сотрудничества СССР и США.

«Американский век»

Они исходили из того, что, обладая значительной военной мощью, Советский Союз с его коммунистической идеологией представляет большую угрозу для фундаментальных ценностей Запада и является основным препятствием на пути установления в мире господства США.

Одним из апологетов этих взглядов был американский издатель Генри Люс, выпускавший такие широко известные журналы, как Time, Fortune и Life. Именно он отчеканил лозунг о том, что отныне на планете должен наступить «Американский век». Абсолютно в духе этого лозунга новый хозяин Белого дома посчитал, что США способны дать эффективный отпор экспансии СССР, и решил поставить советское руководство на место. Уже 23 апреля 1945 года Гарри Трумэн, принимая в Вашингтоне наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, в подчеркнуто резкой форме заявил, что Советы нарушают достигнутую в Ялте договоренность об участии различных политических сил в деле послевоенного устройства Польши. У присутствовавшего на этой встрече посла США в СССР Аверелла Гарримана сложилось впечатление, что до этого никто из иностранных партнеров по переговорам в таком тоне с Молотовым не разговаривал. Об этом демонстративном выпаде Трумэна, разумеется, тут же было доложено Сталину.

В массовом сознании западноевропейцев Америка утвердилась как надежный друг, союзник и партнер по защите общих ценностей в противостоянии Запада коммунистическому злу и советской экспансии

В новой ситуации руководство СССР решило проявить выдержку, не обострять отношения с Соединенными Штатами и продолжить курс на послевоенное сотрудничество со странами – членами антигитлеровской коалиции. В Кремле отталкивались от того, что нужно договариваться с союзниками по многим, в том числе таким ключевым вопросам мировой политики, как создание Организации Объединенных Наций, определение будущего Германии после разгрома нацизма, проведение международного судебного процесса над главными военными преступниками.

Большую роль в развитии отношений между СССР, США и Великобританией играл фактор атомной бомбы. 16 июля 1945 года, буквально за день до открытия в Потсдаме конференции лидеров стран-победительниц, в Соединенных Штатах прошло первое в мире испытание ядерного оружия, которое оказалось успешным. Это, безусловно, придало Гарри Трумэну и премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю еще больше уверенности в том, что теперь Запад должен вести дела с Советским Союзом только с позиции силы.

Иосиф Сталин, со своей стороны, оперативно отреагировал на информацию об испытании Америкой ядерного оружия. Через месяц, 20 августа 1945 года, за его подписью вышло постановление Государственного комитета обороны о создании Специального комитета для руководства всеми работами по использованию атомной энергии, который возглавил заместитель председателя Совнаркома СССР Лаврентий Берия.

Цена кредита

Еще на Ялтинской конференции Вячеслав Молотов поднимал вопрос о предоставлении американцами Советскому Союзу, понесшему наибольший урон в годы войны, крупного долгосрочного займа на нужды восстановления экономики. К слову, согласно воспоминаниям Анастаса Микояна, бывшего тогда наркомом внешней торговли СССР, в преддверии конференции эту тему затрагивали сами американцы – в лице посла Аверелла Гарримана. Однако в Ялте делегация США уже весьма уклончиво отвечала на советские предложения по данному вопросу.

Позиция Соединенных Штатов в отношении кредита сформировалась несколько позже. Условия предоставления займа были озвучены 14 сентября 1945 года делегацией членов конгресса США на приеме в Кремле у Иосифа Сталина. СССР должен был вывести войска из стран Восточной Европы, обязаться не оказывать политическую поддержку правительствам этих стран, регулярно сообщать Соединенным Штатам о том, на что расходуются полученные средства, а также предоставлять американцам доступ к информации о своем финансово-экономическом положении и, в частности, открывать данные о доле военной промышленности в экономике. Фактически американцы предлагали кредит на неприемлемых для суверенного государства условиях.

Генерал армии Джордж Маршалл занимал пост госсекретаря США в 1947–1949 годах

Между тем Советский Союз продолжал курс на обеспечение своих интересов в странах Восточной Европы, где создавались дружественные ему режимы. Кроме того, Сталин настойчиво стремился к достижению многовековой цели российской внешней политики – усилению роли нашей страны в осуществлении международного контроля над проливами Босфор и Дарданеллы. К тому же, одержав победу в Великой Отечественной войне, Москва стала добиваться от Анкары возврата некоторых территорий, входивших когда-то в состав Российской империи. И когда Турция, получив поддержку со стороны США и Великобритании, отвергла эти притязания, СССР пошел на резкое обострение ситуации, выдвинув свои войска к турецкой границе.

Болевой точкой в отношениях между Советским Союзом и Западом стал также Иран. Еще в ходе Второй мировой войны туда по договору с иранским правительством были введены советские, британские и американские войска. По окончании военных действий они должны были покинуть территорию государства, что и сделали американцы, а вслед за ними и англичане. Однако советское руководство не торопилось выводить свои войска и активно добивалось от иранского правительства предоставления концессии на развитие и эксплуатацию нефтяных месторождений в Северном Иране. В то же время оно решило поддержать движения курдов в Иране, которые после войны провозгласили там свои государственные образования.

Изначально «план Маршалла» был нацелен на установление американского доминирования в Западной Европе, да и во всем послевоенном мире

Наконец, Советский Союз схлестнулся с Западом в Греции. Там еще в годы Второй мировой возникло острое противоборство между левыми силами, во главе которых стояли коммунисты, и сторонниками восстановления монархии, которых активно поддерживала Великобритания. В ходе переговоров со Сталиным в 1944 году Греция была обозначена Уинстоном Черчиллем как страна, входящая преимущественно (на 90%) в британскую зону влияния. Когда же Советский Союз, Югославия, Албания и Болгария стали оказывать политическую и военную помощь греческим левым силам, Соединенные Штаты и Великобритания остро отреагировали на эти действия, рассматривая их как грубое нарушение баланса сфер влияния.

Уинстон Черчилль и Гарри Трумэн отправляются в Фултон, где будет произнесена знаменитая речь на тот момент экс-премьера Великобритании. Март 1946 года

Фундаментальной вехой в начавшейся между Западом и СССР холодной войне стала знаменитая речь Уинстона Черчилля, произнесенная 5 марта 1946 года в Фултоне в присутствии президента США Гарри Трумэна. В этой программной речи на тот момент уже бывший премьер-министр Великобритании суммировал все претензии Запада к Советскому Союзу – начиная с его доминирования в странах Восточной Европы и кончая исходящими от него угрозами в отношении Турции и Греции.

Обвиняя СССР в стремлении к мировому коммунистическому господству, Черчилль объявил: «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен железный занавес». По его мнению, этот занавес разделил Европу на сферу свободы и демократии и сферу тирании и подавления демократических свобод.

Основные поставки по «плану Маршалла» в Западный Берлин шли через аэропорт Франкфурта-на-Майне. Транспортные самолеты С-47 доставляли прежде всего необходимые продукты питания (Фото: Hanns J. Jager / AP Photo / ТАСС)

По существу, Уинстон Черчилль призвал Запад к новому крестовому походу против СССР. И даже после этого советское руководство, не отказываясь от своих стратегических целей по укреплению внешнеполитических позиций страны, все-таки решило пойти на некоторые уступки Западу. Из Ирана в конце концов войска были выведены, было прекращено военное давление на Турцию, постепенно сворачивалась поддержка левых сил в Греции. Тем не менее маховик холодной войны продолжал набирать обороты, и уже в марте 1947 года Трумэн, обратившись с посланием к конгрессу США, заявил о намерении Соединенных Штатов защитить Грецию и Турцию от коммунистической угрозы и выделить на эти цели крупные ассигнования. Так родилась доктрина Трумэна.

А несколько месяцев спустя, 5 июня 1947 года, государственный секретарь США Джордж Маршалл выступил в Гарвардском университете с речью, в которой была изложена программа масштабной экономической и иной помощи Соединенных Штатов странам Европы. Эта концепция стала известна как «план Маршалла».

Наступление доллара

Старту американской программы экономической помощи Европе предшествовали драматические события. Зима 1946–1947 года выдалась особенно суровой, и в Великобритании начались сильные перебои с электроснабжением. Во многих западноевропейских странах, где во время Второй мировой войны были разрушены крупнейшие экономические центры, промышленность и сельское хозяйство находились в упадке, люди бедствовали, большая доля населения оказалась на грани нищеты. В таких условиях в Западной Европе значительно укреплялись позиции левых сил, и в ряде стран, таких как Франция, Италия и Бельгия, не только социалисты, но и коммунисты вошли в состав правительств.

Американская тушенка – для Западного Берлина. Ангар в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Июнь 1948 года (Фото: HANNS J. JAEGER / AP PHOTO / ТАСС)

Архитекторы внешней политики США с большим вниманием отнеслись к рекомендациям, которые еще в феврале 1946 года сформулировал в своей так называемой «длинной телеграмме», отправленной в Вашингтон, советник американского посольства в Москве Джордж Кеннан. «Многие зарубежные страны, в особенности страны Европы, измучены и запуганы опытом прошлого и менее заинтересованы во всеобщей свободе, чем в собственной безопасности. <…> Мы должны быть в состоянии предложить им такую помощь в лучшей мере, чем русские. И если мы этого не сделаем, это сделают русские», – сигнализировал дипломат.

Все это подтолкнуло Соединенные Штаты к принятию экстренных мер с целью стабилизации положения в Западной Европе, а в конечном счете установления своего преобладающего влияния в экономике и политике на континенте. Правда, в речи, с которой Джордж Маршалл выступил в Гарвардском университете, состав участников программы американской помощи не был ограничен западноевропейскими странами. Более того, госсекретарь патетически заявил: «Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса».

Тем не менее первыми, кто откликнулся на «план Маршалла», стали Великобритания и Франция. По их инициативе в Париже в июле 1947 года была созвана конференция, на которой присутствовали представители 16 стран Западной Европы.

Советскому руководству, после того как в Гарварде была озвучена американская программа помощи, также предстояло определить свою позицию по данному вопросу. Не надо забывать, что наша страна испытывала острую нехватку средств на восстановление разрушенного народного хозяйства. Как отмечается в исторических исследованиях, Вячеслав Молотов и Анастас Микоян предлагали присоединиться к «плану Маршалла». И в Париж отправилась достаточно представительная советская делегация. Кроме того, на начальном этапе в конференции приняли участие Польша, Чехословакия и некоторые другие восточноевропейские страны. Известно, что в высших кругах Чехословакии, президентом которой в то время был занимавший этот пост еще до Второй мировой войны Эдвард Бенеш, склонялись к тому, чтобы войти в круг получателей американской помощи. Подобные настроения имелись и в руководстве Польши.

«Для возрождения Европы» – гласит надпись на американском агитационном плакате. Конец 1940-х

Но в итоге Сталин посчитал условия присоединения СССР к «плану Маршалла», которые предполагали жесткий контроль Соединенных Штатов над всей экономической политикой стран-бенефициаров, неприемлемыми. Он дал команду отозвать советскую делегацию с конференции в Париже, и вскоре под нажимом Москвы ее покинули и представители всех восточноевропейских стран. Примечательно, что подчиниться диктату «плана Маршалла» отказалась и Финляндия.

Кто же согласился принять американские условия? Это прежде всего Великобритания, Франция и Италия, а также многие другие, в том числе малые, но экономически и политически значимые страны – Австрия, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Ирландия, Греция, Турция, Португалия и Свободная территория Триест. В Северной Европе к «плану Маршалла» присоединились Швеция, Дания, Норвегия и Исландия. И наконец, – и это принципиально важно – еще до образования ГДР и ФРГ Соединенные Штаты распространили действие программы помощи на западные оккупационные зоны поверженной в войне страны, сделав тем самым неприкрытую ставку на возрождение некоммунистической части Германии.

Янки при дворах европейских стран

Реализация «плана Маршалла» осуществлялась с поистине американским размахом и напором. В апреле 1948 года в США вступил в силу закон «О помощи иностранным государствам», предусматривающий заключение с каждой из стран – участниц программы двустороннего соглашения. Специально созданная Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) объединила эти страны: они обязывались обеспечивать собственную финансовую стабильность, снижать торговые барьеры, в том числе при поставках в США дефицитных товаров, поощрять и защищать американские частные инвестиции. В Европу также были направлены американские миссии, наделенные широкими правами контроля. Последние касались не только сферы использования помощи от США, но и всех вопросов экономического развития этих стран.

Государства, присоединившиеся к «плану Маршалла», должны были ежегодно подавать в ОЕЭС свои заявки. Они рассматривались Администрацией экономического сотрудничества, возглавляемой крупным американским промышленником, бывшим президентом корпорации Studebaker Полом Хоффманом. Кроме того, Соединенными Штатами была предусмотрена должность специального представителя, а по существу смотрителя над всей программой экономической помощи в Европе, которую занял бывший посол США в СССР Аверелл Гарриман.

В нуждавшуюся в поддержке Западную Европу американцы поставляли в первую очередь продовольственные товары, промышленное и строительное оборудование, ее странам также выделялись ассигнования из федерального бюджета США на некоторые проекты в области сельского хозяйства и промышленности.

Именно в эпоху «плана Маршалла» Соединенным Штатам в значительной мере удалось добиться перевода ресурсной базы экономики Западной Европы с ее собственного угля на привозную нефть. Эту нефть США поставляли с Ближнего и Среднего Востока, где американские нефтяные монополии в послевоенное время заняли доминирующие позиции. Тогда-то Западная Европа и попала в сильную зависимость от американских поставок нефти.

Наконец, по мере реализации этой программы становилось очевидным, что экономической сферой сотрудничества дело не ограничится. Не без участия Соединенных Штатов экономики европейских стран приобретали все более милитаризованный характер. Опять же именно тогда, в 1949 году, была создана Организация Североатлантического договора (НАТО): в этот военно-политический блок вошли почти все государства – получатели помощи по «плану Маршалла». Так под флагом борьбы с коммунистической угрозой и противостояния экспансии СССР американцы продвигали свое военное присутствие в Западной Европе.

Тысячи тонн американской муки готовы к отправке в далекую Европу

«План Маршалла», который внешне выглядел как благодеяние богатого и сердобольного Дяди Сэма, стал, ко всему прочему, и прикрытием для проведения широкомасштабных тайных операций. Характерно, что буквально вслед за провозглашением «плана», в июле 1947 года, в Соединенных Штатах была создана новая государственная структура, названная вскоре Министерством обороны. В это же время было учреждено Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое и начало осуществлять секретные операции в Западной Европе и по всему миру. Например, как пишут современные американские авторы Оливер Стоун и Питер Кузник в фундаментальной книге «Нерассказанная история США», часть денег по «плану Маршалла» шла на поддержку украинских националистов. Параллельно с реализацией программы помощи проводились операции ЦРУ в Италии, сыгравшие свою роль в том, что на выборах 1948 года в этой стране Христианско-демократическая партия одержала победу над коммунистами. Так, применяя самые разные рычаги воздействия, американцы утверждали свое доминирование в Западной Европе.

Спасательный круг и выкручивание рук

Официально «план Маршалла» действовал в течение почти четырех лет – с апреля 1948 по декабрь 1951 года. За этот период Соединенные Штаты израсходовали на программу помощи значительную по тем временам сумму – по разным оценкам, 13–17 млрд долларов. Все эти годы реализация «плана» сопровождалась оглушительной американской пропагандой, продуманно насаждаемой в странах Западной Европы. В бесчисленных агитационных материалах программа подавалась как спасательный круг, брошенный бедствующей европейской экономике, которая лишь благодаря американцам постепенно встает на ноги и обретает возможность самостоятельного развития в послевоенном мире. В большинстве западноевропейских стран действительно удалось достичь существенного экономического роста, что привело к повышению уровня жизни населения. Считается, что именно «план Маршалла» создал благоприятные условия для запуска процессов европейской интеграции, формирования общего рынка и в конечном счете образования Евросоюза. В массовом сознании западноевропейцев Америка утвердилась как надежный друг, союзник и партнер по защите общих ценностей в противостоянии Запада коммунистическому злу и советской экспансии.

Реализация «плана Маршалла» осуществлялась с поистине американским размахом и напором

При этом в Западной Европе предпочитали не задумываться о цене, которую пришлось заплатить за восстановление экономики. Крупнейшие американские банки и компании за годы осуществления «плана Маршалла» не просто прочно обосновались практически во всех странах региона, открыв там свои отделения, но и завоевали доминирующие позиции в экономике этих стран. Что, естественно, привело к установлению жесткого контроля США над внешней, да и над внутренней политикой европейских государств. Одним из очевидных результатов внедрения «плана Маршалла» стало то, что коммунисты были изгнаны из всех западноевропейских правительств, и американцы без устали внушали, что это именно они спасли Европу от коммунистической угрозы.

Зависимость Западной Европы от США привела и к другим последствиям. На протяжении почти 70-летнего периода с того времени, как «план Маршалла» пришел на континент, американцы неоднократно выкручивали руки партнерам, принуждая их к участию в своих военных действиях, будь то война во Вьетнаме, агрессия против Югославии или вторжение в Ирак.

Несмотря на массовые протесты в странах Западной Европы, Соединенные Штаты в рамках НАТО разместили там ядерное оружие, а также возложили на союзников обременительные военные расходы. А в настоящее время они осуществляют жесткий прессинг правительств европейских стран, заставляя их вводить все новые санкции против России в связи с принятием в ее состав Республики Крым и событиями на юго-востоке Украины.

Изначально «план Маршалла» был нацелен на установление американского доминирования в Западной Европе, да и во всем послевоенном мире. Но, несмотря на отказ от экономической помощи Соединенных Штатов, Советский Союз благодаря неимоверному напряжению всех сил страны, высокому патриотизму и беззаветной стойкости нашего народа в немыслимо короткие сроки смог в целом восстановить свою экономику, обеспечить свое развитие как суверенного государства и в дальнейшем добиться установления ядерного паритета между СССР и США.

Автор: Николай Сахаров, доктор политических наук

Николай Сахаров