Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Сердце сербии

17 Февраля 2018

Десять лет назад в Приштине представителями албанцев была провозглашена «республика Косово». Западные страны, ранее развязавшие войну против Югославии, поспешили признать этот шаг. Албанцы-косовары много лет заявляли, что Косово принадлежит им, и только им. Но о том, чья это земля на самом деле, красноречиво говорят древние храмы и монастыри, построенные на Косово много веков назад и ставшие сербским вкладом в культурное наследие всего человечества.

Косово поле в приблизительном переводе с сербского можно определить как «поле чёрных дроздов». Это была арена многих кровопролитных битв, самая известная из которых произошла в 1389 году, когда сербы и османы схлестнулись не на живот, а на смерть. Однако край неслучайно именуется Косово и Метохия: «метохом» в средневековой Сербии назывался церковный надел. Название местности Метохия, расположенной к западу от Косова поля, отражает обилие монастырей на этой земле, созданных в том числе и королями Сербии. Одной из таких обителей является основанный в XIII веке Печский патриарший монастырь близ города Печ.

Высокие Дечаны — другой значительный монастырь на Косово, который основал король Стефан Урош III Дечанский из династии Неманичей в 1327 году. Когда в 1331 году король умер, то его прах перевезли из Звечана в монастырь и здесь захоронили, что привело к росту популярности обители и установлению традиции паломничеств. Строительство продолжил его сын Стефан Урош IV Душан, при котором к 1350 году монастырь возвели и расписали. Вскоре Сербская церковь причислила Стефана Уроша III к лику святых. Высокие Дечаны стали главным духовным и просветительским центром Сербии. Тут сформировались обширная монастырская ризница и библиотека, включавшая рукописные и старопечатные книги. В монастырском соборе во имя Спаса Вседержителя сохранилась «Лоза Неманичей» — яркая фреска, изображающая родословное древо королевской династии. Также тут можно увидеть образы 1000 святых, многие сюжеты Нового Завета, в монастырской ризнице хранится богатая коллекция древних икон и иконостас XIV века. Османы, захватив монастырь, разграбили его, но, к счастью, не уничтожили целиком. Вскоре он возродился и обновился с помощью святой княгини Милицы — вдовы князя Лазаря Хребеляновича, погибшего в битве с турками на Косовом поле. В XVII–XVIII веках с оттоком сербского населения на север монастырь потерял своё значение, однако вновь возродился в XIX веке при поддержке князей Сербии. Не осталась в стороне и Россия: Высоким Дечанам покровительствовал император Николай II, в нач. ХХ века в монастыре жило немало русских монахов. А в 1940–1950-х годах его настоятелем являлся русский эмигрант игумен Феодосий (Мельник) — бывший келейник митрополита Антония (Храповицкого).

В самом же городе Призрен, несмотря на то что после погромов 2004 года в нём почти не осталось сербов, сохранилась церковь Богородица Левишка. Предположительно её возвели те же мастера, что чуть позже построили Грачаницу. Фрески в храме Богородицы Левишка созданы между 1307 и 1313 годами при архиепископе Савве. Жемчужиной храмовой росписи является икона XIII века — Божия Матерь Милующая, на которой изображена Богородица с Младенцем-Христом, держащим в руках полную корзину хлеба. Из неё Христос раздаёт хлеб страждущим. Православные верующие почитают эту икону как чудотворную.

Ныне все эти святыни живут в условиях настоящей осады со стороны косоваров — так теперь называют косовских албанцев (серба, приехавшего с Косово, назвать «косоваром» нельзя — это для него оскорбление). Они воспринимают храмы и монастыри не как христианские ценности (при том, что среди албанцев есть и православные) и даже не как памятники культуры, а как символы сербов. И поэтому стремятся их уничтожить.  Однако сербские монастыри пережили не одно нашествие: многовековую османскую власть, австрийскую оккупацию во время Первой мировой и оккупацию итальянскую, проводившуюся при активном участии албанских коллаборационистов во время Второй мировой войны. Поэтому сербы верят, что и нынешнюю оккупацию их святыни переживут, а над Косовым полем в один прекрасный день снова будет реять трёхцветный флаг Сербии.

Никита Брусиловский