Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Свято-Никольский женский монастырь в Калининграде

23 Мая 2022

Этот монастырь являет собой удивительный, редкий случай. Из истории обителей в России мы знаем, что всегда сначала закладывался монастырь, а затем в нём и при нём строились храмы. Этот же монастырь возник совсем недавно, в 80-е годы ХХ века — при старинном Свято-Никольском соборе, который был возведён ещё в XIII столетии!

ЮДЫ, ЮДЕТУС ИЛИ ЮДИТТА?

Исторически это бывшая кирха Юдиттен. Она известна как самое древнее готическое строение в Калининградской области (из сохранившихся до нашего времени) и единственный во всей области памятник готической архитектуры XIII века. Одни историки определяют время постройки кирхи 1276–1291 годами, другие — периодом 1288–1298 годов, третьи — нач. XIV века, а в некоторых исторических документах фигурируют более поздние даты (конец XIV века). Наиболее вероятной датой возведения кирхи Юдиттен считается 1288 год, потому что именно с этого года она начинает упоминаться в письменных хрониках. Выходит, кирха Юдиттен всего лишь на 33 года младше замка Кёнигсберг, давшего начало и название одноимённому городу, и на 45 лет старше самого известного здания Калининграда — Кафедрального собора Кёнигсберга на острове Канта (бывший Kneiphof).

Относительно происхождения названия «Юдиттен» (Juditten) существует несколько версий. Изначально так называлась сельская община (landgemeinde) вблизи Кёнигсберга (Королевство Пруссия), существовавшая значительно раньше кирхи. С конца XIX века деревушка Юдиттен стала пригородом, а с 16 июня 1927 года это поселение было включено в состав города Кёнигсберг в качестве района (stadtkreis). 25 июля 1947 года на основе районов Юдиттен, Хуфен, Амалиенау, Коссе, Лавскен и Ратсхоф был образован Сталинградский, впоследствии Октябрьский, ныне Центральный район. В наши дни это район Менделеево.

Также возможно, что местность, а от местности и кирха получили своё название от проживавшего здесь прусского племени ютов — выходцев из Ютландии (дат. Jylland, нем. Jütland — полуостров в Дании и Германии, между Северным и Балтийским морями).

Другая версия настаивает на том, что название произошло от имени местного вождя Юдетуса (или Юдо). Приняв христианство и став тевтонским рыцарем, прус Юдетус получил от ордена (в лице ландмейстера* Майнхарда фон Кверфурта) землю, прозванную впоследствии «Юдиттен». Кстати, само слово juditten (от прус. juodas) переводится как «чёрная».

Кроме того, есть версия (впрочем, не исключающая первые две), что кирха носит имя католической святой Юдитты Прусской (нем. Judith — Юдифь, Иудифь) — покровительницы Пруссии. Овдовев, она посвятила себя уходу за больными проказой и умерла около 1260 года в одном из монастырей Прибалтики.

 

*Ландмейстер (нем. Landmeister) — заместитель великого магистра (то есть главы Тевтонского ордена) на некоторых территориях ордена. 

 

КИРПИЧНЫЙ ЩИПЕЦ И ВЕЕРНЫЕ НЕРВЮРЫ

Построил храм Тевтонский орден — построил крепко, на века, в присущей ему традиции. Раннегерманская готика того периода тяготела к простоте, поэтому формы кирхи просты и сама она почти лишена декора. Такие тогда были времена, что кирха, как и многие монастыри на Руси, выполняла и функции крепости, о чём свидетельствуют мощные каменные стены (1,5–2 м) с окнами-бойницами и тайным ходом в северной стене. Зачем был нужен тайный ход? Дело в том, что жившие на этих землях пруссы, активно сопротивляясь орденским захватчикам, разрушали и сжигали христианские церкви и другие их постройки. Через тайный ход служители храма и молящиеся могли покинуть здание во время нападений пруссов. Ныне ход замурован, но мы-то знаем, что он есть…

Для строительства храма использовались традиционные местные материалы — крупные валуны и кирпич. Основной неф (вытянутое помещение) кирхи-крепости и пять стен хоров (возвышенность внутри храма — алтарь, или пресвитерий) возвели из крупных необработанных осколков горных пород и кирпичей, этими же кирпичами выложены были углы постройки и оконные ниши. Щипец — треугольная верхняя часть фасада — и небольшая боковая пристройка (сооружена в XV веке) у северной стороны (теперь она больше, но стены почти в два раза тоньше. Там размещены котельная, придел и ризница) тоже выложены из кирпича.

Сводчатое покрытие храма было весьма редким по тем временам. Оно дугообразной формы и соединяет все стены. Такая штука называется нервюры (фр. nervure — «жилка», «прожилка»), или гурты — это выступающие рёбра готического каркасного крестового свода либо каменная арка, укрепляющая эти рёбра. Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также называют веерным. Веерные диагональные рёбра-нервюры делят перекрытие главного помещения на треугольные поля. Пять пролётов треугольных рёбер доходят до тяжело нависающей стрельчатой арки, за которой находился алтарь, имевший звёздчатый свод (увы, ныне он не существует). У северного угла главного нефа располагался небольшой вход, ведущий к витой лестнице на крышу (эта лестница была единственной связью с крышей). Вначале здание церкви построили без башни, с окнами только на южную сторону. Под алтарём (пресвитерием) был устроен склеп (его тоже больше нет). В конце XIV века рядом с кирхой выстроили звонницу из красного обожжённого кирпича с двумя колоколами. Массивный нижний её ярус был облицован известковым раствором, и до XVII века башня стояла отдельно от церкви.

 

КАТОЛИЧЕСКИЙ, ЛЮТЕРАНСКИЙ

До XVI века храм был католическим. Его стены украшала рыцарская геральдика: изображённые гербы принадлежали гроссмейстерам и рыцарям Тевтонского ордена, в их числе — и герб Великого магистра Ульриха фон Юнгингена, погибшего в 1410 году в Грюнвальдской битве. На куполе алтаря в золотом обрамлении сияла надпись: «Да станет лжецом (неверным) тот, кто причинит  мастеру (художнику) зло».

Затем храм стал лютеранским и оставался им до 1948 года.       

За время существования кирхи в ней сменилось несколько алтарей. Один из них в 1672 году изготовил известный кёнигсбергский мастер Шиммельпфеннинг. А в конце XIX века вместо него установили ренессансный алтарь из коричневого дерева с живописными элементами, скульптурами и позолотой, вырезанный профессором Г. Кнорром. В 1686 году с правой стороны стрельчатой арки была пристроена деревянная кафедра в стиле ренессанса, украшенная по периметру резьбой и портретами евангелистов. Тогда же, в XVII веке, отец известного в Восточной Пруссии фельдмаршала Эрхарда фон Рёдера сделал пристройку, соединявшую колокольню с храмом, как усыпальницу для себя и своих потомков.

С 1819 года начался капитальный ремонт кирхи Юдиттен: были переделаны щипец, башня и северная пристройка.

В 1820 году из фамильной усыпальницы Рёдеров (между звонницей и нефом) реконструировали новый поперечный притвор с цилиндрическим сводом. В 1840 году в кирхе установили орган работы кёнигсбергского мастера Шервинта. В конце XIX века верх башни был выстроен заново. В нач. XX века внутренний вход в пристройку перенесли чуть дальше от арки, а из сакристия (ризницы) в пресвитерий (алтарь), наоборот, чуть ближе к арке. Это чётко видно, если сравнить план здания конца XIX века с фотографиями нач. XX столетия.

 

ГИБЕЛЬ ХРАМА

Во время Второй мировой войны храм на Юдиттер-Кирхен-штрассе не получил существенных повреждений, несмотря на ожесточённый штурм Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года. Очевидцы утверждают, что после взятия Кёнигсберга Красной армией церковь в Юдиттене продолжала быть действующей до 1948 года, её внутреннее убранство представляло значительную ценность, в ней стоял орган, и оставшиеся немецкие жители проводили там службы. Неужели после окончания войны там оставались немцы? Ведь по решению Потсдамской конференции 1945 года северная часть немецкой провинции Восточная Пруссия вместе со своей столицей Кёнигсбергом была передана Советскому Союзу. Коренные немцы оставались здесь совсем недолго. Сразу после войны началась работа по адаптации немецких жителей, обитавших тут до войны, к новой власти, но вскоре было принято решение о выселении немецкого населения в Германию. Почти всех отправили в Германию к 1947 году, лишь некоторые специалисты помогали новым властям восстанавливать работу предприятий вплоть до 1948-го и даже до 1949 года. Правда, и эти специалисты не получили возможности обрести советское гражданство и были депортированы в Германию. Вместо них в город переселили советских граждан.

В это время здание кирхи Юдиттен использовалось в качестве склада конторы «Главтабак», позднее — базы Главпарфюмер. В 1950-х годах, по рассказам старожилов, в здании, приспособленном под склад, случился большой пожар, после которого церковь осталась бесхозной, растаскивалась и разрушалась. К концу 1950-х рухнула крыша. В нач. 1960-х была разрушена верхняя часть башни. А в 1970-е годы начали рушиться стены. К нач. 1980-х здание кирхи превратилось в развалины и использовалось окрестными жителями в качестве мусорной свалки.

 

НОВАЯ ЖИЗНЬ: СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

С 1946 года Кёнигсберг, переименованный в честь советского партийного и государственного деятеля Михаила Калинина, стал заселяться быстрыми темпами.

Переселенцы из России принесли в этот балтийский край свою культуру, свои традиции, свою веру, которая, несмотря на гонения, предпринимаемые безбожной советской властью, не покидала сердца людей. Вдруг оказалось, что среди переселенцев много верующих!

На незнакомой земле, где всё было чужим и поначалу даже враждебным, оторванность от России ощущалась с особой силой. Это значительно увеличивало психологические трудности адаптации к новым условиям и усиливало пробуждение национального самосознания, стремление к осмыслению и сохранению своих исторических традиций и корней. И если на родине большинство переселенцев, возможно, и не вспоминало, то на чужбине всех объединила вера в Христа. А где есть православная вера и потребность молиться Богу, причащаться Христовых Таин, там непременно нужен храм. 40 лет калининградцы не могли жить полноценной церковной жизнью, потому что в области не было ни одного православного храма. Власти с гордостью объявляли Калининград самым атеистическим городом страны. А в это время православные люди небольшими общинами собирались на кладбищах и квартирах для соборной молитвы. Трудно пробивалась в сознании советских чиновников мысль о необходимости становления православия в этих краях, но в 1985 году, как отмечалось в официальных документах, «в связи с многочисленными и систематическими обращениями православных верующих в местные и центральные советские органы» было дано разрешение на регистрацию первой православной общины, которая вошла в состав Смоленской епархии. Под омофором архиепископа Смоленского и Вяземского (нынешнего Патриарха Московского и всея Руси) Кирилла начала возрождаться духовная жизнь города и области.

Поначалу богослужения велись в доме по Третьяковской улице, но скоро небольшое помещение не смогло вмещать всех желающих. Тогда власти предложили православным здание часовни в глухом месте на кладбище. А 4 сентября 1985 года Калининградский городской Совет народных депутатов решил передать православной церкви кирху Юдиттен с прилегающей территорией для её восстановления и открытия в ней православного храма. Патриарх Кирилл, будучи ещё митрополитом Смоленским и Калининградским, вспоминал: «Когда я впервые приехал к этому месту, то о многом мне пришлось подумать. Как, какими силами, на какие средства восстановить всё это?! Но, увидев горячую веру людей, их желание иметь храм, я понял, что он будет воздвигнут».

Так в 1985 году здесь обосновался первый православный храм за все 40 лет русской истории этого края, который впоследствии (в 1999 году) стал главным храмом первого православного монастыря на Калининградской земле.

Церковь восстановили силами (буквально своими руками) и средствами самих верующих. Всего за полгода без государственной помощи и финансирования, одними усилиями православной общины она восстала из руин. 

Работы по восстановлению храма продолжались пять лет. 19 декабря 1986 года храм освятили в честь одного из наиболее почитаемых святых на Руси — святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Первым настоятелем храма (одновременно и первым священником Калининграда) был иерей Анатолий Колосов (ныне архимандрит Софроний). Вторым пастырем калининградцев (с 1987 года) стал иеромонах, впоследствии игумен Аркадий (Недосеков). Под его руководством и при непосредственном участии восстановление храма довели до конца. В 1988 году был расписан придел в честь Всех Русских Святых. Роспись стен исполнили известные московские иконописцы Владимир Александров (Владимир Сидельников) и Виталий Шумилов (ныне протоиерей Виталий). Эту роспись Владимир Александров считает своей лучшей работой. Помимо росписи стен в 1989 году эти иконописцы создали иконы «Деисус» для иконостаса придела.

В 1993 году интерьер Свято-Никольского собора украсили резные изделия из дерева в готическом стиле. Горнее место и сопрестолие, иконостас, отделяющий алтарь от храма, иконные киоты и панели во всём пространстве храма изготовили смоленские мастера (из Софонова Смоленской области). Роспись иконостаса и горнего места была исполнена местными иконописцами Николаем Байкиным и Алексеем Новиковым. Большие старинные иконы храма привезли из Смоленска — это дар смоленских церквей.

В 2005 году в главном алтаре Свято-Никольского собора установили мраморные престол и жертвенник.
 

СВЯТЫНИ ЮДИТТЕН И СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВНЫЕ

В древности под сводами этого храма находилось чудотворное скульптурное изображение Девы Марии — «Мадонна с Младенцем на полумесяце», созданное неизвестным мастером, к которому стремились толпы паломников. Выполненное из дерева, выше человеческого роста, а по художественной выразительности не имевшее себе равных в Пруссии. Скульптура считалась шедевром пластики XV века. По преданию, она всегда была тёплой, ей приписывали всяческие чудеса и исцеления. Одно прикосновение к ней доставляло верующим невыразимую радость. И это веками (даже после Реформации) приводило в Юдиттен толпы паломников из Германии, Голландии, из Рима. С 1797 по 1810 год сюда часто приезжала прусская королева Луиза — мать российской императрицы Александры Фёдоровны, жены государя Николая I и, соответственно, бабушка Александра II.

Сейчас в «матерь церквей Калининграда» притекает множество людей, чтобы помолиться святителю и чудотворцу Николаю — самому любимому святому русского православного народа. Нынешними святынями монастыря являются: икона Святителя Николая Чудотворца с частицей мощей, икона Божией Матери «Черниговская», икона блаженных Марии, Пелагии, Параскевы Дивеевских с частицами мощей, частица мощей вмч. Меркурия Александрийского, икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей и икона преподобного Герасима Болдинского с частицей мощей.

 

СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ ОБИТЕЛЬ

С самого начала среди православных калининградцев нашлись люди, желающие всецело посвятить себя Богу. И при Свято-Никольском храме в конце 1980-х возникла небольшая монашеская община.

Так реконструированная кирха Юдиттен обрела новую жизнь и новое духовное значение. В настоящее время этот старейший храм несёт ещё более глубокое духовное служение — является храмом действующего женского монастыря. Основной монастырь располагается ныне в посёлке Изобильное Полесского района, а Свято-Никольский храм служит подворьем монастыря, в котором проводит молитвенную жизнь около двадцати насельниц во главе с настоятельницей (с 2009 года) — «русской немкой» игуменией Софией (Херхенредер). «Да, я немка по рождению, мои немецкие предки происходят из района Гамбурга. Когда-то они перебрались в Поволжье, откуда в 1937 году родители отца и мамы были сосланы. Их раскулачили, сначала отправили в Сибирь, и уже потом они перебрались в Казахстан. Оттуда в 1988 году уехали в ФРГ на постоянное место жительства, и до 2006 года я там постоянно жила в городе Висбаден, неподалёку от Франкфурта-на-Майне. Естественно, родители меня воспитывали как лютеранку, но так случилось, что примерно в 1998 году я пришла к православной вере», — рассказывает о себе матушка.

В семь утра в монастыре начинается полуночница с чтением акафиста. В девять часов — служба, литургия, потом послушания. После всенощного бдения — вечерние молитвы, келейное правило. В девять часов вечера каждый день — крестный ход вокруг храма. Храм закрывается в 20 часов, летом в 21.

На территории обители находятся воскресная школа и прогимназия «Пересвет». Монахини поставляют учащимся продукты со своего огорода, помогают материально. После реорганизации гимназии освободился один дом — сёстры хотят переделать его, чтобы каждая имела свою келью. Пока они ютятся по двое-трое. Будет также возможность принимать паломников: многие просятся пожить и поработать в монастыре.

Кроме того, рядом с обителью находится старинное кладбище, за которым ухаживают монахини. Увы, после войны многие могилы оказались вскрыты и расхищены вандалами. А когда территорию передали православной церкви, все найденные на поверхности человеческие останки были перезахоронены. Над общей могилой установили крест и сделали ограждение. Обнаруженные в относительной сохранности старинные надгробные плиты по возможности отреставрировали и установили у северной стены храма.

22 июня 2001 года на территории парка-кладбища Свято-Никольского монастыря была образована братская могила 36 воинов Красной армии —  останков, найденных членами Калининградской региональной историко-патриотической общественной организации «Поиск» (руководитель — Н.Д. Гуцал). Памятник на могиле воинов, павших при взятии Кёнигсберга в апреле 1945 года, установили в 2005 году. В центре — православный крест из чёрного мрамора, перед ним — плита с высеченными именами погибших.

А 9 мая 2013 года южнее первой братской могилы были захоронены останки 49 воинов, эксгумированных из района Бальги. 2 мая 2015 года рядом со второй братской могилой захоронили останки 14 воинов, эксгумированных в Краснознаменском районе. 8 октября 2016 года была образована четвёртая братская могила, в которой с соблюдением церковных традиций и воинских почестей похоронили 22 воина: 12 воинов Первой мировой войны и 10 воинов Второй мировой.

Наталья Лясковская