Народное единство
03 Ноября 2019
4 ноября страна отмечает День народного единства. Этому государственному празднику всего 14 лет. Однако преодоление Смуты, спасение государства от внешней угрозы и от внутренних распрей наши предки давно уже считали ключевым эпизодом русской истории.
Народное единство — это не казарменное единомыслие. Ощущение Родины объединяет людей разных воззрений. Для всех независимо от идеологических пристрастий мирное и суверенное развитие предпочтительнее распрей и зависимости от других, а сильное государство, основанное на верховенстве закона, предпочтительнее анархии. Пожалуй, впервые эти приоритеты были осознаны и сформулированы нашими предками в Смутное время.
Что же такое смута? Этот многозначный термин примерно через полвека после событий 1612 года ввёл в оборот подьячий Посольского приказа Григорий Котошихин. Чтобы понять суть этого явления, достаточно выстроить ряд антонимов, противоположных понятий к слову «смута». Получается так: «порядок», «мирное развитие», «созидание», «благоденствие», «благоустройство», «целеустремлённость»… В смутное время верх берут наши самые опасные качества — апатия, оголтелый произвол; общество скатывается к одичанию, начинается война всех против всех, «шатости и нестроения».
Десять лет гражданской войны в нач. XVII века, которую усугубила интервенция, привели, по словам современников, к «великому разорению». Интервенты видели Русь восточной периферией мощного Польского государства. «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими; какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!» — взывал к согражданам Патриарх Гермоген. То есть без преувеличений 4 ноября — это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей угрожала в давние времена.
Что же произошло 22 октября (4 ноября по нов. стилю) 1612 года? В этот день в Москве шёл бой, в котором русские ополченцы одержали победу. Сражение бушевало в самом центре города: интервенты защищались за китайгородскими стенами, которые долгие недели оставались неприступными для сил ополчения, пришедших под знамёнами князя Дмитрия Пожарского спасать «землю Русскую и веру православную».
РИА «Новости»
Это сражение не было ни самым масштабным, ни самым кровопролитным в той освободительной войне. Но именно эта дата стала ключевой для Московской Руси, в том числе и по религиозным мотивам. Победное взятие Китай-города, после которого польско-литовский гарнизон практически потерял свою боеспособность, связывали с заступничеством чудотворной Казанской иконы Божией Матери. История этой почитаемой на Руси иконы тесно переплетена с летописью преодоления Смуты.
Чудо её обретения произошло в 1579 году в Казани после сильнейшего пожара. Десятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, во сне явилась Богородица и рассказала о спрятанной в земле на пепелище иконе. Сначала девочке никто не поверил. Однако она снова и снова просила взрослых отыскать образ. Наконец, в указанном месте действительно нашли икону, бережно завёрнутую в сукно. На месте её обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого, по преданию, стала та самая Матрона (в иночестве Мавра). А митрополит Казанский, будущий Патриарх Гермоген (именно он!), составил службу Божией Матери «в честь иконы Ее Казанской», которую вскоре узнал весь православный мир.
Неудивительно, что в 1611 году, когда Первое ополчение стояло под стенами Москвы, протопоп казанского Благовещенского собора привёз воинам князя Пожарского список с главной святыни своего родного города. Икона символизировала благословение Патриарха Гермогена, который был одним из вдохновителей сопротивления…
Начало традиции государственного и церковного праздника положил царь Алексей Михайлович. Сын первого венценосного Романова — Михаила Фёдоровича, он придавал огромное значение той победе, которая привела к власти новую династию.
В 1649 году царь Алексей издал указ, по которому «во всех городах, по вся годы» следует торжественно отмечать эту дату в память о чудотворной Казанской иконе Божией Матери. «В воспоминание помощи, оказанной свыше заступлением Богородицы государству русскому в годину лихолетья», — говорилось в нём. Политический резон самодержца прозрачен: он укреплял авторитет династии Романовых. Однако суть праздника оказалась глубже: главным героем 1612 года был не будущий царь и даже не князь Пожарский, а народ, постоявший за землю Русскую.
Перед угрозой гибели государства русские люди показали себя не только стихийными, но и осмысленными патриотами, проявили способности к самоорганизации и самопожертвованию «за други своя». И это сработало.
Именно поэтому героев 1612 года так ценили потомки, и, например, образ Ивана Сусанина восхищал и Кондратия Рылеева, мечтавшего об уничтожении самодержавия, и императора Николая I, стремившегося к укреплению монархической власти. Главный урок преодоления Смуты — в сплочении всех людей независимо от их происхождения, от боярина до последнего холопа, ради благородной цели. Восстановление государственности произошло снизу — по инициативе, по воле «всей земли».
Современная Россия ищет опоры для гражданского самосознания, переосмысливая ключевые эпизоды своего героического прошлого — прошлого державы, которая неизменно возрождалась после самых напряжённых испытаний. В нач. XXI века наша страна тоже преодолевала последствия «великого разорения». Слишком многое в России 1990-х напоминало Смутное время: и безвластие, и разбойный разгул, и элита, ориентированная на Запад. Не обошлось и без кровопролития: на разных рубежах державы возникали горячие точки…
В народе ту эпоху окрестили грубовато, но ёмко: бардак. Чем не синоним к понятию «смута»? И потому неудивительно, что в 2004-м Россия, преодолевая новую смуту, обратилась к страницам истории года 1612-го. Тогда в экстремальных условиях народ продемонстрировал способности к самоорганизации, которая стала спасительной для России. Оказалось, что и подданные могут быть гражданами. Именно им удалось предотвратить распад страны. И заложить основы государственности, которые — при всех метаморфозах — во многом сохраняются и поныне.
Дело не только в избрании новой династии, которую воспринимали как законную. У страны появилась идея. Если говорить современными словами, она заключалась в строительстве сильного суверенного государства, в котором закон превыше самоуправства и лихой вольницы. Для многих поколений наших соотечественников «русские в 1612 году» стали примером мудрого и мужественного сплочения перед угрозой распада. Разве это не актуально для века нынешнего? Так что урок преодоления Смуты — на все времена. Потому и праздник, напоминающий нам о важности гражданского самосознания, становится по-настоящему народным.
Арсений Замостьянов