Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Рождественский храм

05 Января 2020

Удивительно, но в Москве очень немного храмов, освящённых в честь Рождества Христова. Два из них, стоявших в историческом центре столицы, были снесены в 1930-е годы. И в это же время в состав Москвы вошло село Измайлово с его храмом Рождества Христова. Ему была уготована особая судьба, счастливая…

Село Измайлово с сер. XVI века принадлежало боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву — брату царицы Анастасии Романовны и деду царя Михаила Фёдоровича. В сер. XVII века после смерти боярина Никиты Ивановича Романова Измайлово стало дворцовым селом. На него обратил внимание царь Алексей Михайлович, пожелавший создать здесь образцовое хозяйство с охотничьими угодьями, садами, пасекой, пашней, скотным двором, конюшнями и птичниками. Тут выращивали не только привычные культуры, но решили попробовать более экзотические для Москвы арбузы и виноград. Позднее появился даже тутовый двор, где пытались выращивать шелковичные деревья. На реке Серебрянке устроили плотины, благодаря которым образовался Измайловский остров с царской усадьбой. Её дворец по красоте не уступал своему знаменитому собрату в Коломенском. Рядом возвели огромный Покровский собор, обильно украшенный изразцами, и стометровый каменный мост с проездными башнями. Одна из них сохранилась до наших дней.

Для создания новой царской усадьбы в Измайлово требовалось много рабочих рук, поэтому были привезены крестьяне из других регионов. Для них в 1664–1665 годах построили деревянный храм во имя Рождества Христова с двумя приделами — во имя Казанской иконы Божией Матери и святого Николая Чудотворца. Иконы для новой церкви писали костромские мастера Сергей Васильев Рошков, Пётр Аверкиев Дунаев, Дмитрий Емельянов Пушкарёв и Фрол Леонтьев. Некоторые из написанных ими образов сохранились до наших дней: так, образ Всемилостивого Спаса с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским стоит справа от царских врат главного престола.

Наследник Алексея Михайловича царь Фёдор Алексеевич продолжил заботиться о хозяйстве в Измайлове и крестьянах, населявших новую слободу. Для них вместо деревянной в 1676–1678 годах была построена каменная церковь, над которой трудилась артель костромских зодчих во главе с крестьянином Спиридоном Харламовым. Освящение её в 1678 году возглавил Патриарх Иоаким. Храм увенчан пятью главами, на каждом из приделов ещё по одной главе, стены украшены кокошниками, ширинками и другими деталями, характерными для русского стиля той эпохи. Икон в храме стало больше, появились образы святых покровителей царствующей династии: Алексия, человека Божия (ангел-хранитель Алексея Михайловича), святых Алексия, митрополита Московского, Феодора Стратилата (покровители Алексея Алексеевича и Фёдора Алексеевича) и святой Марии Египетской (покровительница царицы Марии Ильиничны Милославской), а также святого апостола Петра и Иоанна Предтечи (в честь Петра I и Ивана V).

Со смертью царя Фёдора Алексеевича миновали золотые дни усадьбы в Измайлове. Переезд столицы в Санкт-Петербург привёл к её забвению. При Анне Иоанновне в одной из башен некоторое время заседал Сенат. Измайлово возродилось при Елизавете Петровне, которая в отличие от своего отца Москву любила и часто в ней бывала, не забывая и об усадьбе своего деда. По её повелению храм Рождества Христова в 1740-е годы получил новые богослужебные книги, облачение и покровы, а также комплект колоколов, перелитых из старых пушек. Елизавета словно вернула церкви долг своего отца, известного кампанией по переливке колоколов в пушки во время Северной войны. Также при Елизавете церковь получила новую колокольню. Вместо старой деревянной с запада была пристроена паперть с новой колокольней, выдержанной в духе елизаветинского барокко: с пилястрами, рустом, овальным окном и волютами.

Екатерина II заботилась о создании новых, своих собственных дворцов, так что участь усадьбы в Измайлове была решена. Из-за ветхости оказались разобраны царские хоромы, затем исчез каменный мост. Тем не менее само село Измайлово хоть и сократилось в размерах, но не исчезло, так что храм Рождества Христова не остался без прихожан. В 1804 году сюда перенесли чудотворный образ Иерусалимской Божией Матери, ранее находившийся в соседней церкви Иоасафа Индийского, царевича. Он был написан в 1649 году мастерами Оружейной палаты. Жители Измайлова приписывали ему заступничество во время московской чумы 1770–1771 годов. Тогда эта страшная болезнь обошла село стороной. Другая напасть, увы, храм не миновала: в 1812 году сюда пришли наполеоновские солдаты. Самую ценную утварь настоятель храма Иван Постников успел спрятать, однако большая часть церковного имущества оказалась разграблена, богослужебные книги уничтожены. К счастью, вскоре после ухода неприятеля богослужения возобновились, а в течение нескольких лет прежний порядок и благолепие храма были восстановлены.

В XIX веке храм Рождества Христова стал крупнейшим в Измайлове, к нему даже оказался приписан Покровский собор. Число его прихожан значительно увеличилось, многие из них были зажиточными купцами, жертвовавшими на свою церковь и её убранство. Также при поддержке священнослужителей храма появилась местная церковно-приходская школа, а затем Измайловское земское начальное училище. В 1905–1906 годах церковь изнутри заново расписал иконописец Василий Гурьянов в духе «васнецовской школы».

В 1922 году в храме провели изъятие церковных ценностей: серебряных риз, венцов, лампад, богослужебных предметов. Не обошлось и без конфликтов: сняв ризу с Иерусалимской иконы Божией Матери, члены комиссии начали её топтать и вынимать из неё драгоценные камни, что вызвало возмущение прихожан. Некоторых из них арестовали, но вскоре отпустили. Позже некоторых из священников храма Рождества Христова в Измайлове репрессировали: протоиерея Павла Ансимова, настоятельствовавшего в 1935–1937 годах, расстреляли в 1937 году на Бутовском полигоне. Репрессированными оказались священники Михаил Волков, Николай Виноградов и Сергей Соколов. В 2005 году отца Павла Ансимова причислили к лику святых в соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Однако самому храму Рождества Христова в Измайлове повезло. Каток антирелигиозной кампании обошёл его стороной: он не был закрыт, его духовенство не уклонилось в обновленческий раскол. В 1945 году в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери здесь рукоположили в сан иерея Ивана Крестьянкина — будущего архимандрита Иоанна (Крестьянкина), одного из самых известных и почитаемых старцев рубежа XX–XXI веков. Именно тут он начал своё служение. В 1950 году  его арестовали по обвинению в «антисоветской агитации» и приговорили к семи годам лагерей, но в 1955 году освободили.

Сегодня, как и 340 лет назад, в храме Рождества Христова в Измайлове идут богослужения. Он остаётся одним из самых крупных и сплочённых приходов в этом районе Москвы, хранящим свои святыни и ценности. Мы можем видеть его почти таким же, каким его видели жители Измайлова в нач. прошлого столетия.

 

Никита Брусиловский