Свято-Никольская обитель в Годенове
01 Марта 2019
Святая Русь всегда отличалась особым почитанием этого угодника Божия. Нет числа чудесам святителя Николая, совершённым и совершаемым на нашей родной земле. «Приди в Русь и виждь, что нет града и села, в которых не было бы чудес святого Николы, которых по множеству их невозможно и записать», — призывает рукописное житие XVI века. Одним из ярких свидетельств удивительного заступничества святого Николая Чудотворца является история Переславского Свято-Никольского монастыря от времени его основания до наших дней. Это второй рассказ из цикла, посвящённого Свято-никольским обителям России.
Этот монастырь основал преподобный Димитрий Прилуцкий в 1348 году. Он родился в богатой купеческой семье Покропаевых (мирское имя святителя неизвестно) в Переславле-Залесском (по другим сведениям — в деревне Веслево, ныне Переславский район Ярославской области). А монашеский постриг он принял в Горицком Успенском монастыре. В 1354 году Димитрий встретился с преподобным Сергием Радонежским, направлявшимся в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор они не раз проводили долгие часы в душеспасительных беседах.
Переславльский игумен был умён, славился благочестивой жизнью, был добрым советчиком и исповедником не только мирянам и братии, но и правящим князьям, за что его выбрали восприемником детей великого князя Дмитрия Донского.
На Руси настали тяжёлые времена: «…явилась жестокая язва, известная под именем "чёрная смерть". Нельзя вообразить зрелища столь ужасного: юноши и старцы, супруги, дети лежали в гробах друг подле друга; в один день исчезали семейства многочисленные. Каждый священник поутру находил в своей церкви до тридцати усопших и более; отпевали всех вместе, и на кладбищах уже не было места для новых могил. Некоторые спешили оставить мир и заключались в монастырях или отказывали церквам свое богатство; питали, одевали нищих и благодеяниями готовились к вечной жизни…» — сообщают летописи.
Люди бросились усердно молиться, прося Бога о спасении. Повсюду стали возникать пустыни и зарождаться монастыри. По совету Сергия Радонежского игумен Димитрий вместе со своим учеником Пахомием решил создать первый на Русском Севере общежительный монастырь. В вологодских лесах на реке Великой, в Авнежском округе, они построили храм Воскресения Христова. Жители Вологды и окрестностей оказывали им помощь. В 1371 году совместными усилиями был воздвигнут деревянный Спасский собор.
Вокруг игумена Димитрия начала собираться братия. Многие ученики преподобного пришли на новое место из Переславля — так появился Свято-Никольский монастырь, в народе называемый «Никольский на болоте».
В обители кормили нищих и голодных, принимали странников. Игумен лично беседовал с нуждающимися в утешении, давал им полезные советы.
Сам преподобный жил по строгому уставу, пищей его часто бывала лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не вкушал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом он носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы.
Вклады в обитель святой игумен принимал с разбором: следил, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.
Скончался преподобный Димитрий в глубокой старости 11 февраля 1406 года. Он был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.
Вскоре начали происходить чудеса по молитве у могилы преподобного. Их было так много, что почитание его распространилось по всей Руси, а житийную икону преподобного Дмитрия Прилуцкого написал легендарный изограф Дионисий.
Несколько раз за свою историю Никольский монастырь подвергался разорению. В 1381 году ордынский хан Тохтамыш, взбешённый поражением в Куликовской битве, совершил поход на Москву и дальше, на Север. У Николая Карамзина есть описание гибели Переславля того времени: «Жители Переславля бросились в лодки, отплыли на средину озера и тем спаслись от погибели; а город был сожжён неприятелем».
Спаслись и монахи Никольского монастыря. Когда пожар утих, они принялись возрождать обитель из пепла. Простояла она затем без малого 30 лет — и вновь была сожжена, теперь отрядами Едигея: «Везде туга и скорбь... Многие удивительные знамения также возвестили гнев Божий: со многих святых икон текло миро или капала кровь», — вспоминали очевидцы.
Восстановление обители началось во второй пол. XV века при Василии III, завершившем объединение русских земель вокруг Москвы. Вскоре обитель снова процветала. Но грянуло Смутное время: польско-литовские захватчики опять уничтожили монастырь!
Вскоре старцу Дионисию, будущему известному схимонаху и затворнику, было видение: святитель Николай велел ему возобновить обитель, что тот и исполнил. После смерти Дионисия благое дело продолжил игумен Варлаам. Он построил каменную шатровую колокольню, а в 1680 году заложил летнюю соборную церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Дело продолжил игумен Питирим. Он был сослан в обитель как раскольник, но благодаря духовному влиянию обители обратился в православие и стал одним из горячих борцов с расколом. Заканчивали храм в 1721 году, уже при следующем игумене.
После смерти Питирима настоятели Свято-Никольского монастыря стали часто меняться, а за короткое время внести серьёзный вклад в его благоустройство не удавалось. Лишь игумен Иаков (Певницкий) успел возвести храм Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые ворота с надвратной церковью во имя святых апостолов Петра и Павла. А архимандрит Филарет в 1861 году обнёс монастырь каменной оградой. В целом же, лишившись постоянного рачительного надзора, обитель стала приходить в упадок.
Особенно быстро пошёл разрушительный процесс после революции. В монастырь пришли обновленец Алексий Чижов и его подруга Аглаида. История не сохранила имена пострадавших кровью новомучеников Российских. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, возрождается сегодняшняя Россия, но и плевелы не перестали пускать своих корней. Борьба, в которой ещё не определён победитель, продолжается, и каждый, кто осознаёт это, является её участником и воином. Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!
Потом Советская власть решила снести Никольский храм, колокольню и даже ограду. В бывших жилых постройках и хозблоке разместили животноводческую базу, а в келейном корпусе — школу-интернат для больных детей. В остальных помещениях, включая храмовые алтари, поселили жильцов.
Одной из главных реликвий Свято-Никольского монастыря был легендарный Корсунский крест. В обитель он попал в сер. XVII века из Суздаля. Корсунские кресты появились на Руси в X веке: князь Владимир привёз их в Киев из Корсуни. По преданию, их было девять. До наших дней дошли не все, но крест Никольского монастыря уцелел. При Советской власти святыню пытались уничтожить, но не смогли вынести крест из храма — крест вдруг стал неподъёмным. А ведь прежде его неоднократно выносили из храма на крестные ходы! Тогда вандалы попытались крест распилить и разрубить, но Распятие не поддалось пилам и топорам. Храм заперли, а у дверей выставили охрану. Прихожане подкупили караул и вынесли крест из Никольского храма. Ночью его тайно доставили в Годеново и спрятали в церкви Иоанна Златоуста. По свидетельству уроженки деревни Захарово Веры Кирсановой, это было в 1933 году. С тех пор о кресте заботились, но для всеобщего поклонения он был закрыт вплоть до 1997 года.
В самом конце 1992 года Святейший синод постановил вернуть Свято-Никольский монастырь Церкви. Вернуть, но что? Развалины — вот всё, что осталось от поруганной обители. Однако уже через полтора месяца здесь появились первые насельницы! Разместились они поначалу в здании бывшей Благовещенской церкви — оно и так многие годы служило жилым домом и складом. Практически сразу сёстры начали готовить храм к богослужениям. Им помогали и жители Переславля, и братья-монахи из Никитского монастыря. Менее чем через два месяца после приезда насельниц, 7 апреля 1994 года, на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы настоятелем Никитского монастыря иеромонахом Анатолием (Аксёновым) была совершена в Никольской обители первая Божественная литургия. С этого дня начал совершаться суточный круг богослужений (при отсутствии священнослужителя богослужение заменялось вычиткой). А через две недели, на праздник преподобного Даниила, Переславского чудотворца, в монастырь перенесли мощи почитаемого переславского святого — преподобного Даниила, которые до того времени хранились в музейных запасниках. В Никольском монастыре они пребывали два года, пока приводили в порядок Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь, основанный святым подвижником и названный в его честь.
Никольская обитель быстро восстанавливалась: в 1995 году тут было уже десять монахинь, стали читать Неусыпаемую Псалтирь. Удалось возвести временную звонницу и поднять на неё колокола, подаренные обители обществом «Ярославская икона».
Когда начали промывать стены и своды Благовещенского храма, то под слоем грязи открылись росписи. Они оказались в хорошем состоянии. Их расчистили, укрепили и отреставрировали художники из Санкт-Петербурга Галина Яковцева, Алексей Лебедько и Николай Голубцов. Позже нашёлся благотворитель — Виктор Тырышкин, который пожертвовал средства на резной вызолоченный четырёхъярусный иконостас. Образа для него писали выпускники школы иконописи при Троице-Сергиевой лавре под руководством игумена Луки (Головкова) и других педагогов, максимально соблюдая традиционные каноны. Одновременно с установкой иконостаса над Благовещенским храмом возвели пять куполов и установили на них золочёные кресты.
За усердные труды на благо Церкви настоятельница монастыря, монахиня Евстолия, удостоена сана игумении 1 августа 1997 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского.
С большим благоговением сёстры вспоминают, как в августе 1997 года, впервые со времён Петра I, Свято-Никольский монастырь посетил предстоятель Церкви — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он подарил насельницам образ святителя Николая Чудотворца в золочёном окладе. Не только к сёстрам, паломникам и гостям Никольской обители, но к каждому верующему и любящему своё Отечество обращены слова Святейшего Патриарха: «Несмотря на трудности, мы должны верить, что с Божией помощью, молитвами и предстательством святителя Николая, молитвами преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, будут восстановлены обители земли нашей, и народ наш найдёт дорогу к православным храмам и пойдёт по этой дороге в обители и храмы земли нашей».
В том же году монастырь получил пахотные угодья в Годенове, а стоящий там храм Святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря. Сёстры же почувствовали особую благодатную помощь от находящейся в храме святыни — небоявленного Животворящего Креста Господня.
Благотворитель же Виктор Тырышкин в 1997 году стал ктитором монастыря. Ещё в молодости ему был знак от святителя Николая Чудотворца. Однажды молодой человек ехал на автомобиле на железнодорожный вокзал, чтобы вернуться в Санкт-Петербург, где он учился в Военной академии. Перед отъездом мать дала ему с собой икону святителя Николая. В какой-то момент водитель не справился с управлением и врезался в автобусную остановку. Машина разбилась вдребезги, водитель погиб, а молодой человек остался невредим. В благодарность за чудесное спасение Виктор стал посещать все никольские храмы и монастыри, которые ему встречались. Так однажды он попал в Переславскую обитель. Познакомился с настоятельницей, узнал, что монастырский Никольский собор до сих пор не восстановлен, и начал принимать активное участие в жизни монастыря, в его возрождении.
Строительство собора началось в мае 1999 года. В обители не было ни отопления, ни водопровода, но с Божьей помощью всё возможно! Архитектор Вячеслав Ижиков сделал эскизы, а Патриарх Алексий II, восхитившись величием замысла, благословил проект. Через три месяца на фундаменте заложили храм. Строители действовали слаженно, погода благоприятствовала: лето выдалось сухим, что очень важно при возведении зданий на болотистом грунте. За год вознеслись стены храма, а ещё через три все основные работы удалось завершить.
Украшением собора стал золочёный четырёхъярусный иконостас. А всех входящих в храм встречала замечательная мозаика — изображение Николая Чудотворца в полный рост.
Первую литургию в соборе отслужили 12 сентября 2003 года, на праздник покровителя города — святого Александра Невского.
Одновременно с соборным храмом стараниями ктитора возвели трёхэтажный келейный корпус для сестёр. Его поставили на месте сгоревшего за десять лет до этого ветхого здания. В новом корпусе имелись архиерейские покои и домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.
В 2004 году при соборе начали строить звонницу, её тоже проектировал Вячеслав Ижиков. Набор колоколов, самый большой из которых весит почти восемь тонн, отлили на Тутаевском колокололитейном заводе. А освятили их в мае 2005 года.
В том же году произошло ещё одно знаменательное событие: во вновь отстроенном Никольском соборе отслужил литургию и всенощную Патриарх Алексий II. Тогда он преподнёс игумении Евстолии Смоленский образ Божией Матери.
В 2006 году начались работы по росписи Никольского собора. К Пасхе 2007-го придел преподобного Димитрия был полностью готов. Художник Александр Деркачев украсил его яркими фресками в стиле московской живописи XIV–XV веков. А вот его коллега Самсон Марзоев, работавший в приделе мученика Виктора, выбрал другое решение: византийские мотивы. При этом стены стали выглядеть, словно отделанные разными породами мрамора. Алтарные росписи также принадлежат кисти художника Марзоева.
Одними из самых значительных событий обители стали обретения мощей различных святых. Речь идёт о мощах благоверного князя Андрея Смоленского — они чудесным образом сохранились от поругания, а также о мощах переславского чудотворца Корнилия — долгое время они хранились в Никитском мужском монастыре. Кроме того, несколько лет назад из Рязанской епархии был передан бесценный дар — частица мощей святителя Николая, которая теперь находится в древнем образе небесного покровителя монастыря. А наместник киевской Китаевой пустыни архимандрит Прохор (Костюченко) прислал частицы мощей киево-печерских святых, а на пожертвования ктитора обители для них изготовили вызолоченный ковчег.
Несколько лет назад в монастыре установили копию Животворящего Креста из храма села Годеново.
Наталья Лясковская