Опальный властелин
03 Сентября 2017
Василий Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883
Художник Василий Суриков десятилетиями пытался постичь историю России, её тайные коды. Череда его знаменитых полотен — это ретроспектива трагических эпизодов нашего прошлого. Начал художник с «Утра стрелецкой казни», а в «Меншикове в Берёзове» продолжил петровскую тему, которую воспринимал без парадной конъюнктуры.
Историческая канва хорошо известна. Выдающийся полководец, энергичный администратор и царедворец, самый влиятельный сподвижник Петра Великого после смерти первого императора переоценил собственные силы и был низвергнут… Мы видим его в ссылке в крестьянской избе, которая явно тесновата для светлейшего князя и генералиссимуса, побеждавшего шведов… Кажется, если Меншиков встанет, распрямится, потолок этого сруба окажется ему по пояс. Без парика, без орденов — их у Меншикова отобрали… В сером тулупе.
Он живёт прошлым. Есть в его глазах и раскаяние, и недоумение: как же он позволил себе оказаться обманутым… Быть может, он вспоминает Петра Великого и его супругу Екатерину, рядом с которыми он был «полудержавным властелином», вспоминает о великих делах. Мощный кулак лежит на колене бессильно. Так проходит мирская слава… Рядом — дети, разделившие судьбу отца. Старшая дочь Мария — бледная, растерянная, закутанная во всё чёрное — бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая блестящее будущее русской императрицы. Она угасает. Тут же — и сын, и младшая дочь низложенного князя. Им ещё удастся вернуться в свет, вернуться в столицу. Хотя кому из нас ведомо будущее? Для Сурикова эпоха Петра Великого началась со стрелецких казней, а завершилась в берёзовской избе.
Замысел картины пришёл, когда художник и сам ютился с женой и детьми в тесной избёнке в подмосковной Перерве. Суриков мастерски работал с натурщиками, но главное — вкладывал душу в каждый образ композиции. Его эмоции передаются зрителям. По драматизму в интерпретации исторических конфликтов Василия Сурикова сравнивали с Уильямом Шекспиром и Людвигом ван Бетховеном, однако можно назвать и русских собратьев: Александра Пушкина, Модеста Мусоргского… Пожалуй, это самая печальная картина Сурикова: ведь у главного героя, у Меншикова, нет сил сопротивляться судьбе. Он уничтожен. Сильный, но сломленный характер.
Редакция журнала «Историк»