Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Памяти ивана ивановича тучкова

22 Сентября 2018

Российскую науку постигла большая утрата. Ушёл из жизни декан исторического факультета и заведующий кафедрой всеобщей истории искусства МГУ, доктор искусствоведения, профессор Иван Иванович Тучков. Наши искренние соболезнования родным и близким, коллегам и ученикам Ивана Ивановича. Скорбим вместе с вами!

Редакция журнала «Историк»

 

УТРАТА БУДЕТ ОЩУЩАТЬСЯ ДОЛГО...

Уход Ивана Ивановича Тучкова — это ужасающая утрата и для науки, и для Московского университета, и для многочисленных друзей и близких, которые сегодня потрясены от такого удара.  Это был без преувеличений человек с большой буквы. Иван Иванович очень любил людей и с невероятной силой любил саму жизнь. Редко можно встретить таких людей — предельно добрых и отзывчивых. Важнейшая черта Ивана Ивановича — это его преданность университету. Он пришёл на исторический факультет сразу после школы, жил, взрослел, учился в его стенах. Нигде не работал, кроме университета, и стал выдающимся учёным и профессором.  

Блестящий искусствовед и преподаватель! Его работы по истории итальянского искусства Средних веков, по истории архитектуры выполнены на высочайшем уровне. Студенты ходили на него с гигантским удовольствием. Такое сочетание таланта исследователя и преподавателя встречается редко. Иван Иванович — один из немногих профессоров, которых часто приглашали с лекциями в зарубежные университеты. Он с неизменным успехом читал лекции в общественных структурах, в Историческом обществе, в МИФИ... И студенты-физики, вроде бы далёкие от искусствоведения, аплодировали такому лектору.  Это было совсем недавно, в мае этого года...  Он ушёл скоропостижно. Мы встречались на прошлой неделе. В среду Иван Иванович готовился участвовать в открытии выставки в Царицыне,  ведь он состоял в учёном совете Царицынского музея.

Он ушёл скоропостижно, предельно неожиданно. От такого удара близкие Ивана Ивановича, коллеги, студенты находятся в шоковом состоянии. Сколько было планов, больших, по-настоящему интересных проектов, которые развивались, и всё это в одночасье остановилось. Утрата будет ощущаться долго и многими... Истфаку повезло, что такой человек работал рядом с нами, был деканом. Увы, недолго.

СЕРГЕЙ ДЕВЯТОВ, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России XX–XXI веков исторического факультета МГУ

 

ТРАГЕДИЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА И УНИВЕРСИТЕТА

Смерть Ивана Ивановича Тучкова — трагическое событие, с которым невозможно смириться. Работали мы вместе давно, а близко сошлись лет десять назад, когда готовили олимпиаду школьников «Ломоносов».  Тогда всё это только начиналось, вводилась система ЕГЭ, в первые годы в её работе проявилось немало недостатков. Я работал в жюри под руководством Ивана Ивановича и многому у него учился. Поразило, как внимательно он подходил к этому новому делу. Потом, когда Иван Иванович стал заместителем декана, а затем и деканом, мы готовили международные конференции, конференции, посвящённые юбилею Победы, юбилею революционных событий 1917 года. И вот такая трагическая весть… Для меня это удар. От нас ушёл честнейший, порядочнейший человек. Когда речь шла о проблемах факультета, он не жалел своего времени, всегда готов был вникнуть в любой нелёгкий вопрос. Только вчера мы говорили по телефону и назначили встречу на понедельник... Оборвалась жизнь талантливого учёного, замечательного руководителя, выдающегося искусствоведа, доброжелательного человека. Это трагедия не только для факультета и университета,  но и для мировой науки. Заменить его трудно. Мы скорбим вместе с родными и близкими Ивана Ивановича...

Готовится к выходу сборник небольшой конференции, которая прошла в этом году на даче Сталина и была посвящена переносу столицы из Петрограда в Москву. Там выступал Иван Иванович. Думаю, мы посвятим этот сборник памяти прекрасного человека и выдающегося учёного. Уверен, что его наследие будет переиздано. И считаю, что одну из университетских аудиторий нужно назвать именем Ивана Ивановича Тучкова. Он достоин такой чести.

АЛЕКСАНДР ОСТАПЕНКО, заместитель заведующего кафедрой отечественной истории XX–XXI веков

 

ЕСЛИ ИВАН ИВАНОВИЧ ПОХВАЛИТ — НАД ЗЕМЛЁЙ ВЗЛЕТАЛИ...

Мы познакомились в 1988 году. Тогда наш курс отправился на картошку. И Иван Иванович приехал навестить друга — одного из молодых преподавателей, которые с нами ездили на сельскохозяйственные работы. Иван Иванович сразу показался мне необыкновенным человеком. Он сразу выделялся. Тогда все молодые преподаватели были талантливы, демократичны, но Иван Иванович Тучков и на их фоне оказался особенным. Ведь он был очень тёплым человеком. Иван Иванович отличался такой душевностью, таким вниманием к людям, которое редко можно встретить. Он любил многих, и его любили многие. И за добродушие, и за чувство юмора... Иван Иванович мог себе позволить в любой серьёзной ситуации неожиданно ввернуть шутку, острое словцо. Все начинали хохотать, тёплые эмоции снимали напряжение, тяжёлые ситуации разряжались.

Он не любил громких патетических слов. Тем более о себе. Но, когда он боролся за своих, боролся за истину, ему неважно было, скажут ли о нём доброе слово. Иван Иванович был одержим идеей служения — университету, науке, культуре. Он, как архистратиг, вставал и защищал всех. Боролся до конца. Бескорыстно.

Он был крупнейшим специалистом по итальянскому Возрождению. Но и на наших исторических конференциях он блистал, хотя искусствоведам среди историков часто бывает непросто. Невероятно талантливый человек. Когда он выступал, всегда находил интересные повороты на стыке истории и искусствознания. И ему было важно, чтобы имелся отклик. И мы говорили аспирантам и магистрантам: «Учитесь, смотрите, как работают настоящие мужчины. Как они дело делают». И в его присутствии ребята старались, как никогда. А если Иван Иванович похвалит — над землёй взлетали. Это и авторитет, и любовь.

Сегодня преподаватели плакали, как мальчишки. Не стесняясь. Несколько лет назад у нас случилось несчастье. Покончил с собой студент. И, когда его хоронили, все девчонки стали жаться к Ивану Ивановичу Тучкову — как к сильному и справедливому. И он поддерживал этих маленьких девчонок, на которых свалилась трагедия. Таким он был, болеющий за всех. И его уход — потеря для многих, для очень многих людей.

МАРИЯ ГОЛУБЕВА, кандидат исторических наук

 

ДОБРЫЙ, ОТКРЫТЫЙ, ИСКРЕННИЙ

Я его всегда помнил весёлым (иногда озорным), неунывающим, даже когда ему физически было очень тяжело — и он долго ходил с палочкой после тяжелейшей травмы ноги. Одно из наиболее радостных, лучистых лиц факультета. Добрый, открытый, искренний. С неизменным юмором. Готовый помочь. Вполне доступный для молодёжи. С ним всегда было спокойно и надёжно. У нас с ним достаточно разная тематика. Хотя его доклады и лекции для меня были неизменно интересны, я слушал их, уже будучи доцентом. Трудно поверить в такую утрату.

ФЁДОР ГАЙДА, доктор исторических наук

Редакция журнала «Историк»