Мастер батальной марины
15 Сентября 2023
Он был художником и разведчиком, моряком и государственным деятелем. С юности его судьба переплелась с историей России. Это – Алексей Петрович Боголюбов
А.П. Боголюбов. «Золотой рог в Константинополе»
Многое изменилось в жизни юного Алёши Боголюбова после первой встречи с великим князем Михаилом Павловичем в Штыковом зале Михайловского дворца.
Вспоминая о том дне спустя долгие годы, Боголюбов писал: «Вдруг отворилась дверь, и вошел в сюртуке и без эполет рыжий сутуловатый невысокий человек, говоря: «А вот они!» Мороз пробежал у меня по коже, ноги затряслись, но вошедший ласково к нам подошел, потрепал меня в виде одобрения по щекам и сказал: «Ну, молодец. А кто твой отец?» – «Боголюбов-полковник!» – «А где служил?» – «В Тенгинском полку, а потом был в Париже, там его ранили!» – «Ага! А потом?» – «Умер!» – «Жаль! Есть у тебя родные?» – «Есть мать, дядя!» – «А кто дядя?» – «Радищев!» – «А, а, а! Что адъютант графа Бенкендорфа?» – «Так!»
Вернувшись домой, в село Померанье Новгородской губернии, восхищенный мальчик рассказывал маме Фекле Александровне, дочери Александра Николаевича Радищева: «…возвратясь, опять пили чай и ели печенье лучше прежнего. Потом великий князь построил нас в шеренгу, велел поднять правую ногу и толкнул правого с краю. Мы все рухнули на ковер и захохотали. «Ну, плохие же вы солдаты! Зато будете молодцы, когда выучитесь, а теперь ступайте по домам, кланяйтесь своим и скажите, что я вас принял в Корпус».
Так началась история долгого и преданного служения Отечеству художника, морского офицера, картографа, историографа флота, профессора живописи, коллекционера и мецената Алексея Петровича Боголюбова.
Всю жизнь он будет вспоминать, как Александровский малолетний особняк каждые две недели посещали высочайшие особы, Николая I с его залихватским кличем «Здорово, детки!» и как император величайшей державы укладывался на пол, забавляя детей, и просил их поднять его, а те на память отвинчивали пуговицы с мундира, выдирали перья из шляпы.
Запомнил Боголюбов и то, как царь увозил в своей коляске во дворец первых попавшихся ребятишек, угощал будущих защитников Отечества и смеялся, поглядывая на набитые конфетами карманы осиротевших детей героев Наполеоновских войн.
Всю жизнь с восхищением он припоминал: «На ферме мы бегали на лошадиное кладбище, почему я узнал, что конь Александра I прозывался Бьют. На нем он сделал всю Французскую кампанию. Не знаю, придется ли мне лежать в такой злаченой могиле».
А.П. Боголюбов
Дух Бородинского сражения, воспаривший над миром и приведший к победе в Отечественной войне 1812 года, победоносным заграничным походам, вселился в пламенные сердца мальчишек. Это было ощущение необходимости служения России, влюбленность в славные деяния отцов, дедов и прадедов, боязнь оконфузиться, опозорить геройское Отечество.
Впоследствии 12-летний юный патриот России Боголюбов попадает в число воспитанников Морского кадетского корпуса под руководством И.Ф. Крузенштерна.
Как свидетельствовал сам Боголюбов, обращение было грубым, но выпорот до поступления в гардемаринскую роту он был лишь дважды. Это жесткое, консервативное воспитание готовило сынов России к будущему служению. Пристрастие Боголюбова к фрегатам корпусной эскадры, «рисовальщине», эпатажным выходкам чуть не привело к выдворению из корпуса. Но дядя Афанасий Радищев и брат Николай Петрович приятельствовали с Крузенштерном, что его на первых порах и спасало: окончание корпуса ознаменовалось нижайшей оценкой за поведение.
Будучи младшим гардемарином, на корабле «Прохор», Боголюбов начинает познавать тяготы морской жизни. Походы к Дегерордскому мысу, острову Эйланд, Свеаборгу сменяли веселые попойки в Кронштадте. Вскоре Боголюбов становится адъютантом дивизионера А.А. Дурасова и первый поход на Ревель совершает в звании флаг-офицера на корабле «Император Александр I».
По воспоминаниям героя Афонского боя вице-адмирала Дурасова Боголюбов впоследствии напишет картину об этом сражении. В 1852 году именно она будет представлена императору Николаю I контр-адмиралом Н.П. Римским-Корсаковым, и имя Боголюбова станет неразрывно связано с династией Романовых. Однажды штабной офицер Кронштадтского порта Иванов показал Боголюбову план наводнения 1824 года с показаниями кораблей, благодаря которому и видевшему наводнение капитану Нелидову художник воссоздал картину бедствия. Эта работа была представлена князю А.С. Меншикову, а потом и государю Николаю Павловичу, от которого последовала награда – да какая! – перстень с рубином и полторы тысячи рублей.
Бой пароходофрегата "Владимир" с турецко-египетским военным пароходом "Перваз-Бахри" 5 ноября 1853 года
Боголюбов замечен на высочайшем государственном уровне, и после смерти вице-адмирала Дурасова служит на лучшем колесном судне Российской империи – пароходе-фрегате «Камчатка». На этом судне в конфиденциальном плавании на остров Мадера состоялось знакомство Боголюбова с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. В том морском походе Боголюбов побывал в Осло, Копенгагене, Саутгемптоне, Лондоне. Герцог заметил его восхищение работами Лоуренса, Тернера, Констебла, Рейнольдса и попросил рисовать все, что угодно для него. Боголюбов был представлен как художник-любитель главному живописцу того времени Карлу Брюллову, который оценил этюды морского офицера так: «Эге; да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже». Позднее Боголюбов знакомится с Айвазовским, а тот горячо отзывается о Боголюбове: «А, это преталантливый молодой офицер».
Вскоре в новом заграничном походе Боголюбов, наставляемый герцогом Лейхтенбергским, увидел Лиссабон, Саутгемптон, Лондон, Амстердам, Роттердам, познакомился с творчеством Рембрандта, ван дер Хельста, Рейсдала, Халса.
В Брюсселе он открыл для себя Галле, Мейссонье, Шеффера, Декана, Диде, Коро, Руссо, Энгра… Так верный присяге и долгу внук поэта, писателя и философа Радищева, восхищенный архитектурой ван Мейса, начинает писать во всех подробностях гавань Амстердама. На прощание герцог Лейхтенбергский сказал: «А вы, господин Боголюбов, мне сделайте то, что начали. Я жду от вас альбом моего вояжа. Желаю вам счастья и науки, и чем быть дюжинным офицером, будьте художником, кажется, вы тут вновь успеете». Еще долго Боголюбов будет ощущать добрую заботу герцога.
В 1850 году Боголюбов становится вольным слушателем Академии художеств. По прошествии двух лет за картину «Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 г.» и виды Кронштадтской гавани Боголюбову присуждается Малая золотая медаль академии, а спустя год – Большая золотая медаль за историко-патриотические картины «Вид Смольного монастыря с Большой Охты», «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями» и «Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона».
А.П. Боголюбов. «Нормандский город»
Боголюбов вышел в отставку в чине титулярного советника с причислением к Главному морскому штабу в звании художника. В течение семи лет пенсионер Академии художеств Боголюбов вояжирует по Европе, но он не только берет уроки у Калама в Женеве, работает в мастерской Изабе в Париже, учится у Ахенбаха в Дюссельдорфе, а странствует. Художник и морской офицер по личному заказу Николая I пишет этюды, побывав в Константинополе, Синопе, на Дунае.
Картины Боголюбова имели свое, мало кем замеченное отличие: пожалуй, никто в истории мировой художественной культуры не обрисовывал с такой точностью фортификационные сооружения, не изображал с баллистической верностью летящие ядра, не запечатлел корабли до мельчайших особенностей.
Александр Орлов