Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

Все тайны нового года

31 Декабря 2015

Кого выбирали на роль Деда Мороза? Кто официально поздравлял советский народ с Новым годом? Вспомним о наших новогодних традициях…

Актёр Малого театра Роман Филиппов в роли Деда Мороза

Первым официальным советским Дедом Морозом был знаменитый конферансье Михаил Гаркави. Впервые он облачился в этот наряд на новогодней ёлке в Колонном зале Дома союзов 31 декабря 1936 года.

И этот выбор неслучайный. Гаркави считался самым жизнерадостным и подвижным (несмотря на свой тучный вес — почти 120 кг) конферансье на тогдашней советской эстраде.

Чуть позже маршал Иван Конев назовёт его «маршалом советского конферанса». А коллеги называли Гаркави «советским бароном Мюнхгаузеном» за то, что он умел виртуозно врать. Например, Мария Миронова говорила: «Когда Минька (так Гаркави звали в ближнем кругу) говорит "Здрастье", это тоже надо проверить».

Гаркави — первый муж знаменитой советской певицы Лидии Руслановой, поэтому в 1930-е годы эту пару называли «звёздной» — они были неразлучны и постоянно выступали в совместных концертах.

Именно Гаркави приобщил певицу к коллекционированию антиквариата. А когда в 1942 году они развелись, Гаркави женился на женщине, которая была моложе его почти на 30 лет.

Всесоюзным Дедом Морозом Гаркави являлся на протяжении десяти лет, хотя выступал в этом образе нерегулярно. И уже в конце войны его стал подменять другой исполнитель — Сергей Преображенский.

А после того как Гаркави в 1949 году перевоплотился... в нацистского бонзу Германа Геринга в фильме «Сталинградская битва», он окончательно сложил с себя полномочия Деда Мороза, передав эстафетную палочку Преображенскому.

Тот был актёром, драматургом и... талантливым педагогом, который долгие годы работал с детьми. Кроме этого, вместе с Сергеем Образцовым он стоял у истоков детского кукольного театра.

Поэтому если Гаркави являлся Дедом Морозом как для детей, так и для взрослых, то Преображенский основной упор делал на детскую аудиторию. И стал, по сути, первым Дедом Морозом для детей. Именно он сформулировал кредо:

«Дед Мороз — главный распорядитель, первый затейник и руководитель всего веселья».

Вспоминает Елена Мушкина:

«Главной достопримечательностью нашей домашней елки был настоящий Дед Мороз — Сергей Иванович Преображенский, профессиональный актер. Он приходил нечасто, рано утром или поздно вечером, всегда спешил.

Детей в комнате набивалось видимо-невидимо. Мы не хотели отпускать его, но мама, смеясь, объясняла, что он здесь "по совместительству", в свободное от основной работы время.

А работал он… в Колонном зале Дома союзов. И не кем-нибудь, а именно Дедом Морозом! В общем, главный Дед Мороз страны! Маму с ним познакомила ее бывшая одноклассница Мина Михайловна Добровольская, тоже артистка.

Мама очень гордилась этим знакомством. Ну а я была просто счастлива. Во-первых, Сергей Иванович подарил мне свою большую маску — с густыми бровями и красным носом; она сохранилась до сих пор. Во-вторых, приносил билеты в Дом союзов…

Помню новогодний праздник 1944 года. На авансцене вспыхивают два костра, всё заволакивает дымом — и появляется Дед Мороз. Рядом — Снегурочка. Это сейчас в роли Снегурочки — артистки, а тогда были школьницы. Наверное, выбирали самых красивых девочек и тех, кто хорошо учится. Но когда же наконец вспыхнет огнями красавица елка?!

— Надо попросить, — говорил Сергей Иванович.

— Зажгись, елка! — кричали дети...»

Именно Преображенскому выпала честь вести первую новогоднюю ёлку в Кремлёвском дворце, которая состоялась 31 декабря 1953 года. Правда, вскоре Преображенский перенёс серьёзную операцию, после которой уже не выступал. И роль Деда Мороза на протяжении нескольких лет исполняли разные артисты — постоянного актёра на эту роль не было. Так длилось до 1965 года.

В том году на экраны страны вышел фильм-сказка Александра Роу, где роль Деда Мороза исполнил Александр Хвыля. Тот самый, который в годы войны прославился ролью Александра Пархоменко в одноимённом фильме 1942 года. А десять лет спустя судьба свела его с Александром Роу на фильме «Майская ночь, или Утопленница».

С этого момента Хвыля стал своего рода талисманом для этого режиссёра-сказочника, снявшись у него в восьми фильмах. В том числе и в «Морозко», который явился для него трамплином к роли всесоюзного Деда Мороза.

В начале 1970-х здоровье всё чаще стало подводить Хвылю, поэтому пришлось искать ему замену. Ею стал его коллега — актёр Малого театра Роман Филиппов, который на тот момент был хорошо известен широкому зрителю по целому ряду замечательных фильмов.

Среди них:

«Девчата» (1962, лесоруб Вася Зайцев);

«Три толстяка» (1967, революционер Просперо);

«Бриллиантовая рука» (1969, Евгений Николаевич Ладыжинский с Колымы);

«Джентльмены удачи» (1971, уголовник Микола Питерский);

«12 стульев» (1971, поэт Ляпис-Трубецкой);

телесериал «Тени исчезают в полдень» (1972, кулак Демид Меньшиков).

А ещё советские зрители высоко ценили его в роли Григория Распутина: он предстал в ней в известном телеспектакле.

Начинал Филиппов свою деятельность в качестве Деда Мороза как дублёр Хвыли. Причём работать требовалось под фонограмму с голосом последнего, что, конечно, Филиппову не понравилось. В итоге спустя какое-то время он добился, чтобы его стали выпускать под собственную фонограмму.

А затем они работали в очередь, где первым номером шёл Хвыля. Но в октябре 1976 года Александр Хвыля скончался, после чего «второй номер» стал первым. И оставался им вплоть до развала СССР.

Свою последнюю новогоднюю ёлку Филиппов провёл в январе 1992 года. На дворе уже были смутные времена. Именно в том месяце произошла либерализация цен, которая сделала нищими миллионы россиян. Поэтому ёлка получилась грустная.

А для Деда Мороза и вовсе трагическая. Во время представления ведущий сделал оговорку, которая стала пророческой. Вместо фразы «Дед Мороз не прощается с вами» он сказал «прощается». Спустя месяц Роман Филиппов скончался.

Ещё до революции главной новогодней «приправой» считался балет «Щелкунчик» П. Чайковского по сказке Э. Гофмана. Как пишет Елена Душечкина:

«...Прежде всего в основе лежало стремление подражать Западу. Начиная с 1820-х годов и далее — на протяжении двух десятилетий, русские увлекались модой на немецкие литературу и философию. Отсюда и увлечение "немецким нововведением" — рождественским деревом, что подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего — на Гофмана, "ёлочные" тексты которого "Щелкунчик" и "Повелитель блох" были хорошо известны русскому читателю 1840-х годов.

Эти произведения печатались к Рождеству отдельными изданиями, предлагая детям специальное праздничное чтение и тем самым способствуя распространению обычая рождественской ёлки...»

Сцена из балета «Щелкунчик»

Во второй половине 1930-х, на волне реабилитации исторического прошлого России, «Щелкунчик» снова стал главной новогодней «приправой». Сценки из него разыгрывали на ёлках, а музыка звучала в новогодних радиоконцертах.

И это неслучайно. Эта сказка-балет была поставлена в 1930-е годы сразу в двух советских театрах: в 1934 году в Мариинском в Ленинграде (балетмейстер Василий Вайнонен, дирижёр Евгений Мравинский, худ. Иван Селезнёв; главные роли: Маша — Галина Уланова, Щелкунчик-принц — Константин Сергеев) и в 1939 году в Большом театре в Москве (балетмейстер Василий Вайнонен, дирижёр Юрий Файер, худ. Владимир Дмитриев; главные роли: Маша — Марина Семёнова, Щелкунчик — Алексей Ермолаев, Дроссельмейер — Владимир Рябцев).

Чуть позже, во второй половине 1940-х, на свет родилась уже советская новогодняя сказка — «12 месяцев» Самуила Маршака. Написанная в 1942–1943 годах для МХАТа, она была поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году (во МХАТе годом позже).

По мотивам повести в 1956 году на студии «Союзмультфильм» (Москва) выпустили одноимённый мультфильм (режиссёр Иван Иванов-Вано), который тоже обрёл новогоднюю прописку — его крутили в кинотеатрах (а потом и по ТВ) во время школьных новогодних каникул.

В том же 1956 году на свет появился и ПЕРВЫЙ новогодний художественный фильм — «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Кстати, возник он из капустников, которые в те годы устраивались в ЦДРИ и Доме актёра. Завсегдатаем этих капустников выступали драматурги Владимир Поляков и Борис Ласкин, которые писали к ним тексты.

В итоге в 1955 году они объединились и написали новогодний сценарий-капустник. Самое интересное, что один из капустников ЦДРИ (в декабре 1953 года) снял на плёнку режиссёр ЦСДФ Василий Катанян.

Он был другом Рязанова (они вместе учились во ВГИКе, вместе попали на ЦСДФ), и поэтому можно предположить, что «Карнавальная ночь» выросла из того капустника 1953 года.

После премьеры фильма в декабре 1956 года он стал главной «приправой» к новогоднему столу на долгие десятилетия (до сего дня). И это при том, что почти каждый год на свет рождались фильмы (как художественные, так и мультипликационные) на новогодние темы. «Карнавальная ночь» оставалась вне конкуренции.

Какие новогодние ленты можно ещё назвать? Например, в 1958 году свет увидел мультфильм «Снежная королева» режиссёров Льва Атаманова и Николая Фёдорова по сказке Г.Х. Андерсена.

Фильм покорил не только советскую аудиторию, но и вышел далеко за пределы страны, получив сразу несколько призов на престижных кинофестивалях: в Венеции (1957), Каннах (1958), Риме (1958), Лондоне (1959).

После такого успеха фильм был в 1959 году закуплен для проката в США и стал на многие годы традиционным украшением новогоднего американского телеэфира. Главные роли озвучили звёзды Голливуда: Томми Кирк (Кай; в советском варианте Анна Комолова), Сандра Ди (Герда; в советском варианте Янина Жеймо), Луиза Артур (Снежная королева; в советском варианте Мария Бабанова).

Кстати, в 1968 году режиссёр Геннадий Казанский снял и художественный фильм «Снежная королева». Эта лента тоже стала частым гостем в новогодних телеэфирах. Впервые это случилось 31 декабря 1971 года.

Поскольку именно на времена правления Хрущёва выпало начало массового телевизионного вещания в стране, это отразилось и на новогоднем телеэфире — он постепенно становился более насыщенным.

Хотя начиналось всё достаточно скромно. Например, главная газета страны «Правда» начала регулярно публиковать на своих страницах телепрограмму лишь в апреле 1959 года. И новогоднее «телеменю» в последний день того года выглядело следующим образом:

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА

17.50 — «Юный пионер». Телевизионный журнал.

19.00 — «Размаха шаги саженьи...» Новогоднее обозрение.

19.40 — «С Новым годом, друзья!» Приложение к телевизионному журналу «Искусство».

20.40 — Последние известия.

21.00 — «Алло, вы ошиблись номером». Румынская кинокомедия.

22.20 — Праздничный новогодний концерт.

ВТОРАЯ ПРОГРАММА

19.00 — «Десять минут над Москвой». Хроникально-документальный киноочерк.

19.10 — «Мистер Икс». Телевизионный фильм.

20.40 — «Весёлая карусель». Мультфильм.

21.00 — «Небесное создание». Кукольный фильм.

Непосредственно при Хрущёве на советском ТВ появилась передача «Голубой огонёк», которая стала «гвоздём» новогоднего телеэфира в СССР на долгие десятилетия. А первый эфир этой передачи (тогда она называлась «Телевизионное кафе "На огонёк"») состоялся 6 апреля 1962 года, новогодний эфир — в том же году 31 декабря.

«Голубой огонёк» — неизменный атрибут новогодней телевизионной программы

В те же хрущёвские времена появились ещё две телепередачи, которые обычно показывали в последние дни уходящего года: «КВН» (премьера 8 ноября 1961 года) и «Кинопанорама» (21 декабря 1962 года).

В годы моего детства (1960-е — 1970-е) самыми любимыми новогодними фильмами советского производства были такие ленты, как «Джентльмены удачи» (1971), «Эта весёлая планета» (1973), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976).

Первый и последний фильмы стали классикой, хотя, на мой взгляд, и весёлый капустник про трёх инопланетян, попавших на новогоднюю ёлку землян, тоже достоин того, чтобы войти в историю. Ведь музыку к нему написал выдающийся композитор Давид Тухманов — один из самых популярных сочинителей того времени.

Самым любимым зарубежным фильмом, показываемым обычно в новогодние школьные каникулы, был тогда польский сериал «Четыре танкиста и собака». Его премьера в СССР (первые 15 серий) прошла в сентябре 1968 года, после чего его стали показывать в школьные каникулы. Первый такой показ состоялся в январе 1970 года.

Очень популярной оказалась и телевизионная юмористическая передача «Кабачок "13 стульев"», которая выходила в эфир несколько раз в году, в том числе и на новогодние праздники. Обычно её показывали перед самым Новым годом — 31 декабря, в период с 19.30 до 21.00 (на Дальний Восток, естественно, чуть раньше).

А вообще, чтобы читателю стало понятно, что именно транслировало советское ТВ в первой половине 1970-х 31 декабря каждого года, достаточно заглянуть в программу телепередач.

Итак, читаем:

1970 год — х/ф «Снежная королева», «Голубой огонёк»;

1971 год — «Кабачок "13 стульев"», х/ф «Старая, старая сказка», «Голубой огонёк»;

1972 год — т/ф «Табачный капитан», х/ф «12 стульев», т/ф «Стоянка поезда — две минуты», «Кабачок "13 стульев"», «Голубой огонёк»;

1973 год — т/ф «Новые приключения Дони и Микки», т/ф «Умные вещи», «Кабачок "13 стульев"», т/ф «Эта весёлая планета», «Голубой огонёк»;

1974 год — т/ф «Горя бояться — счастья не видать», т/ф «Ура! У нас каникулы!», т/ф «Лев Гурыч Синичкин», «Кабачок "13 стульев"», «Голубой огонёк»;

1975 год — т/ф «Новогодние приключения Маши и Вити», х/ф «Иван Васильевич меняет профессию», т/ф «Божественная комедия», «Кабачок "13 стульев"», «Голубой огонёк».

До войны было не принято новогоднее обращение главы государства к советскому народу. Вернее, его не транслировали по радио, но оно публиковалось в газетах. Впрочем, 31 декабря 1935 года по радио прозвучало новогоднее поздравление председателя ЦИК СССР Михаила Калинина, однако оно было обращено к полярникам.

И только после начала войны, 31 декабря 1941 года, тот же Калинин впервые в истории СССР обратился с новогодним радиообращением ко всему советскому народу. Цель была понятна: следовало вдохновить людей на отпор врагу.

Юрий Гагарин на новогодней ёлке в Кремле

После этого два года новогоднего радиопоздравления не звучало. А 31 декабря 1943 года Калинин снова обратился к народу, после чего состоялась премьера нового гимна СССР (вместо прежнего — «Интернационала»).

После того как в июне 1946 года Калинин скончался, новогодние радиопоздравления прервались вплоть до 1953 года. И 31 декабря того года к народу по радио обратился Клим Ворошилов — тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР.

В феврале 1956 года на ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущёв развернул «борьбу с культом личности Сталина», поэтому новогоднее радиообращение к советскому народу стало безличным и исходило от «ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР». Так длилось ровно 15 лет — до 31 декабря 1970 года.

К тому времени Хрущёв уже не руководил государством (с 1964 года), и новый глава страны Леонид Брежнев открыл эру телевизионного новогоднего обращения к советскому народу (впрочем, оно транслировалось ещё и по радио).

Генсек сообщил, что «повсюду на советской земле — от Балтики до Тихого океана, от северных морей до Кавказских гор — уходящий год оставил добрый след…», что «взяты новые высоты в развитии экономики…», что «как никогда прочны международные позиции Советского Союза, высок его авторитет во всем мире» и т.д. и т.п.

Закончил он свою речь на самой мажорной ноте:

«Наша новогодняя здравица — в честь великого советского народа, в честь ленинской партии коммунистов и нашей горячо любимой социалистической Родины!»

Советская почтовая открытка

Когда в ноябре 1982 года Брежнев скончался, то спустя полтора месяца с новогодним обращением к советскому народу выступил первый заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР Василий Кузнецов. Новый генсек Юрий Андропов счёл за лучшее не светиться, поскольку затевал новую борьбу с «культом личности».

В декабре 1985 года новогоднее обращение от лица государства возобновил Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв (к этому времени ещё не являвшийся председателем Президиума ВС СССР). Какие надежды он вселял в людей в своём новогоднем обращении в декабре 1985-го!..

Фёдор РАЗЗАКОВ

Фёдор Раззаков