Русские герои французского сопротивления
06 Февраля 2016
Участие русских во французском движении Сопротивления до сих пор является малоизвестной страницей Второй мировой войны. Между тем на французской земле с фашистами сражалось более 35 тыс. советских солдат и русских эмигрантов. Семь с половиной тыс. из них погибли в боях с врагом.
Выступление генерала де Голля по лондонскому радио с призывом ко всем французам объединиться для борьбы с оккупантами
История участия русских эмигрантов в движении Сопротивления начинается с первых дней оккупации Франции. По призыву генерала де Голля они самоотверженно включились в подпольную деятельность вместе с французскими патриотами. Ими руководило чувство долга перед своей второй Родиной и желание внести свой вклад в борьбу с фашистскими оккупантами.
Одной из первых в Париже возникла «Гражданская и военная организация», возглавляемая ветераном Первой мировой войны Жаком Артюисом. Генеральным секретарём этой организации являлась дочь русских эмигрантов княгиня Вера Оболенская. Во многих городах оккупированной Франции ими была создана разветвлённая сеть законспирированных групп, в которые входили люди различных профессий, сословий, вероисповеданий. Известно, что за неделю до нападения Германии на Советский Союз члены «Гражданской и военной организации» передали в Лондон с большим трудом добытое сообщение о готовящейся агрессии.
А впоследствии, уже в 1944 году, разведывательные данные о дислокации немецких войск сыграли важную роль при высадке десанта союзников в Нормандии.
Активная деятельность в организации Веры Аполлоновны Оболенской, мужество, проявленное во время выпавших на её долю испытаний после ареста, стяжали ей посмертную славу. Она явила всем пример героизма в борьбе с фашизмом.
Группу Сопротивления и подпольную типографию организовали научные сотрудники Музея человека в Париже Борис Вильде и Анатолий Левицкий со своими товарищами. Первой акцией этой группы стало распространение в Париже листовки, составленной журналистом Жаном Тексье, в которой содержалось «33 совета о том, как вести себя по отношению к оккупантам, не роняя собственного достоинства».
В сер. декабря 1940 года была выпущена листовка, написанная Борисом Владимировичем Вильде, с призывом активного противодействия оккупантам. Слово «сопротивление», впервые прозвучавшее в этой листовке, дало название всему патриотическому движению во Франции в годы войны.
Члены этой подпольной группы выполняли также задания разведывательного характера, получаемые из Лондона. Например, им удалось собрать и передать ценную информацию о строительстве гитлеровцами подземного аэродрома около города Шартр и базы для подводных лодок в Сен-Назере.
По доносу осведомителя, который смог внедриться в эту группу, все подпольщики были арестованы. В феврале 1942 года Вильде, Левицкого и ещё пятерых человек расстреляли.
Среди русских эмигрантов, самоотверженно вступивших в борьбу с оккупантами, — княгиня Тамара Волконская, Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария), Ариадна Скрябина (Сарра Кнут) и многие другие. За активное участие в боевых действиях княгине Волконской присвоили воинское звание лейтенанта французских внутренних сил.
Во время оккупации Тамара Алексеевна проживала недалеко от местечка Руфиньяк департамента Дордонь. С момента появления в этом департаменте партизанских отрядов, состоявших из советских бойцов, она стала активно помогать партизанам. Княгиня Волконская лечила и ухаживала за больными и ранеными, вернула в ряды Сопротивления десятки советских и французских бойцов. Она распространяла листовки и прокламации, лично принимала участие в партизанских операциях.
Среди советских и французских партизан Тамара Алексеевна Волконская была известна как Красная княгиня. Вместе с партизанским отрядом она с оружием в руках участвовала в боях за освобождение городов юго-западной Франции. За активное участие в антифашистской борьбе во Франции Тамара Волконская награждена орденом Отечественной войны II степени и Военным крестом.
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева эмигрировала во Францию в 1920 году. В Париже Елизавета Юрьевна создаёт организацию «Православное дело», деятельность которой была направлена в первую очередь на оказание помощи нуждающимся соотечественникам. По особому благословению митрополита Евлогия рукополагается в монахини под именем матери Марии.
После оккупации Франции мать Мария с товарищами по «Православному делу» укрывала в Париже бежавших из концлагеря советских военнопленных, спасала еврейских детей, помогала русским людям, которые обращались к ней за помощью, давала убежище всем, кого преследовало гестапо.
Елизавета Кузьмина-Караваева погибла в концлагере Равенсбрюк 31 марта 1945 года. По рассказам, она пошла в газовую камеру вместо другой заключённой — молодой женщины. Посмертно Елизавета Кузьмина-Караваева награждена орденом Отечественной войны.
Ариадна Александровна Скрябина (Сарра Кнут), дочь известного русского композитора, с самого начала оккупации активно включилась в борьбу с фашистами и их пособниками. В июле 1944 года, за месяц до освобождения Франции, Скрябина погибла в стычке с петеновскими жандармами. В Тулузе установлена мемориальная доска на доме, где проживала Ариадна Александровна. Она посмертно награждена французским Военным крестом и медалью Сопротивления.
День начала Великой Отечественной войны в русских эмигрантских кругах был объявлен днём национальной мобилизации. Многие эмигранты воспринимали участие в антифашистском движении как возможность помочь Родине.
Начиная с 1942 года в концентрационные лагеря, на принудительные работы на шахтах и рудниках во Францию из СССР вывезли не менее 125 тыс. советских граждан. Для такого большого количества пленных на территории Франции построили 39 концентрационных лагерей.
Стена форта Монт-Валерьен, где 23 февраля 1942 года были расстреляны Борис Вильде и Анатолий Левицкий и где в 1941–1942 годах были казнены 4,5 тыс. участников Сопротивления
Одним из инициаторов антифашистской борьбы в лагерях выступала «Группа советских патриотов», созданная советскими военнопленными в концлагере Бомон (департамент Па-де-Кале) в начале октября 1942 года. «Группа советских патриотов» ставила своей задачей организацию актов саботажа и диверсий на шахтах и агитацию среди узников. «Группа…» обратилась ко всем гражданам СССР, находившимся во Франции, с воззванием, в котором призывала их «…не падать духом и не терять надежду на победу Красной армии над фашистскими захватчиками, высоко держать и не ронять достоинство гражданина СССР, использовать любую возможность, чтобы навредить врагу».
Обращение «Группы советских патриотов» из лагеря Бомон было широко распространено во всех лагерях для советских пленных в департаментах Нор и Па-де-Кале.
В концлагере Бомон подпольный комитет организовал диверсионные группы, которые выводили из строя грузовые машины, шахтное оборудование, подмешивали воду в топливо. Позже военнопленные перешли к диверсиям на железных дорогах. Ночью участники диверсионных групп проникали за территорию лагеря через заранее подготовленный проход, развинчивали железнодорожные рельсы и сбивали их в стороны на 15–20 см.
Эшелоны на большой скорости, гружённые углём, военной техникой и боеприпасами, срывали рельсы и сходили с насыпи, что приводило к остановке движения на 5–7 дней. Первое крушение эшелона советские военнопленные приурочили к 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева (мать Мария)
Одна из диверсионных групп во главе с Василием Пориком совершила побег из концлагеря Бомон. Вскоре был организован небольшой мобильный партизанский отряд, который успешно проводил смелые, дерзкие операции. За голову Василия Порика немцы объявили награду в миллион франков. В одном из боевых столкновений Василий Порик был ранен, схвачен и посажен в тюрьму Сен-Никез.
В течение 8 дней он мужественно переносил пытки и издевательства фашистов. Узнав на очередном допросе, что жить ему осталось два дня, Василий Порик решил принять последний бой. В камере он вытащил из деревянной решётки длинный гвоздь, криком привлёк к себе внимание и убил вошедшего к нему конвоира его же кинжалом, который ему удалось отобрать. С помощью кинжала расширил щель в окне и, разорвав бельё и связав его, совершил побег.
Сообщая о побеге Порика из тюрьмы, французские газеты пестрели заголовками: «Побег, которого не знала история Сен-Никеза», «Из тех казематов мог бежать разве что дьявол». Слава Порика росла с каждым днём, в отряд приходили новые люди. Удивляясь находчивости и дерзости советского офицера, шахтёры департамента Па-де-Кале говорили про него: «Двести таких Пориков — и фашистов не было бы во Франции».
Герой Советского Союза Василий Порик
За время активных действий отрядом Порика уничтожено более 800 фашистов, пущено под откос 11 эшелонов, взорваны 2 железнодорожных моста, сожжены 14 автомашин, захвачено большое количество оружия.
22 июля 1944 года в одном из неравных боёв Василий Порик был схвачен и расстрелян. Через 20 лет, в 1964 году, ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Всего же в годы войны во Франции действовали десятки партизанских отрядов, состоявших из русских эмигрантов и советских солдат, бежавших из плена.
Но об этом — в следующий раз.
Юрий ВИНОГИН
Фото из личного архива автора
Юрий Виногин