Назад

Версия для слабовидящих

Настройки

«кто с мечом к нам войдёт…»

27 Марта 2017

Владимир Серов. Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища. 1945

Художник Владимир Александрович Серов (1910–1968) был одним из самых титулованных советских живописцев. Орденоносец, глава Академии художеств СССР, столп социалистического реализма, мэтр историко-революционной темы… В годы войны он создавал и плакаты. В наше время его редко вспоминают. Считается, что «младший» Серов безбожно устарел. Опрометчивый предрассудок!  Серов являлся мастером исторической живописи, а вовсе не ремесленником. Его картины — далеко не худшее сопровождение изучения истории.  Разумеется, Серову были подвластны не только сугубо советские сюжеты.

В годы войны живописец, как и многие патриоты, обратился к преданиям о героическом прошлом нашей Родины. И вот —  триумф князя Александра Невского. Картина впечатляет и размахом, и прорисовкой деталей. Каждый образ наделён характером. Снежная, вьюжная весна. Князь-победитель на вороном коне въезжает в освобождённый город. Мы видим пленных рыцарей, видим ликующих русских мальчишек. Войско степенно движется под знамёнами и хоругвями. Город встречает героев колокольным звоном и всеобщим восторгом. Здесь, конечно, важен и народ — вершитель исторических судеб. Но и вождь не обижен: даже в резком повороте головы ощущается мощный характер.  Да, это настроение 1945 года… Победа! Без сомнений, главное слово того времени. Картина приподнятая, ликующая, несмотря на суровый нрав северной природы, которую художник не подсластил.

При беглом взгляде на серовское полотно сразу вспоминаются классические работы Василия Сурикова, и прежде всего «Боярыня Морозова». Правда, у Серова снег побелее, да и настроение посветлее. И всё-таки нечто родственное есть и в общей динамике, и во вдохновенной работе с каждым образом. А похожие хоругви мы видели на суриковской картине о покорении Сибири… Приверженность традиции очевидна, как и связь между русской классикой и социалистическим реализмом ХХ века. Как и между героикой всех времён, которая в 1945-м ощущалась остро.

Редакция журнала «Историк»