Энергия деятельного ума
23 Сентября 2024
190 лет назад родился Алексей Суворин. Из многих талантов этого яркого человека наиболее сильными были организаторский и журналистский.
Иван Крамской. Портрет Алексея Суворина
Он родился в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии в семье государственного крестьянина. Отец, участник Отечественной войны 1812 года, дослужился до офицерского звания, завоевал права на потомственное дворянство. «Единственная книга, которая была у нас,- это Евангелие на русском языке, издание Библейского общества. Никаких других книг я не видывал в детстве своём, прежде чем начал учиться», - вспоминал Алексей Суворин. Но учился он основательно – в Воронежском кадетском корпусе. Потом учительствовал, но мечтал о литературе и театре. Стал журналистом, популярнейшим столичным фельетонистом, писал и водевили, и политические памфлеты.
Оперившись, Суворин создал крупнейшую русскую ежедневную газету. Тираж «Нового времени» доходил до 70 тысяч – при населении Москвы в один миллион.
Вокруг «Нового времени» он давал ход многим своим замыслам. Это и «общедоступные» книги, и популярные городские ежегодники. С 1880 года Суворин издавал журнал «Исторический вестник», возглавляемый Сергеем Шубинским. Среди ключевых авторов – Антон Чехов, Михаил Меньшиков, Василий Розанов... Очень разные – по мировоззрению и стилю. Их объединяли талант и профессионализм. Каждый грамотный человек в России знал газету «Новое время». И каждый иностранец, интересовавшийся Россией, знал не только о существовании этой газеты, но и о её позиции, по которой часто судили о позиции страны, об уровне развития общественной мысли. По тем временам – популярность небывалая.
При типографии, устроенной по последнему слову техники, Суворин открыл бесплатную библиотеку.
Он был необыкновенно деятельным человеком, его считали удачливым. Открывал театры и книжные магазины, помогал полярникам и военным… Его считали охранителем, но он был человеком широких взглядов. Понимал необходимость реформ, но выступал против революционного пути развития. В отличие от большинства «консерваторов», верил в благотворную силу народного просвещения.
Он умер незадолго до начала Первой мировой, которая сметет мир, который Суворин мечтал благоустроить. Умер старым вдовцом и миллионером. О нем писали: «В каких бы моментах ни вспоминался мне Суворин – этот кипучий, газетный, злободневный человек, казалось бы, зубы съевший на житейской практике, неугомонный создатель громадных практических предприятий, необычайный умейник уживаться с нужными людьми, угадывать нужные моменты, тем не менее он представляется мне, в конце концов… типическим русским мечтателем. Ему лишь… везло необыкновенное счастье не только строить воздушные замки, очередные планы которых вплывали в его капризную, ищущую, беспокойную фантазию, но и осуществлять их». К мечтательности он добавил энергию деятельного ума. Известную долю прагматизма.
Арсений Замостьянов