Уголок в сердце Владимира Дурова
07 Июля 2023
7 июля исполняется 160 лет со дня рождения Владимира Леонидовича Дурова – создателя первого в мире театра зверей и основателя знаменитой династии дрессировщиков.
«Жестокость – унижает, но доброта может быть прекрасна».
Первые малыши, приходившие на спектакли в этот удивительный театр, стали называть его хозяина «дедушка Дуров». Дедушкой Владимир Леонидович был не всегда, зато мудростью, которая приходит с годами, да и то не ко всем, обладал чуть ли не с рождения. Его судьбу определил случай. На соседней даче хозяева бросили собаку – немецкого дога. Несчастное одичавшее животное бросалось на каждого, кто решался к нему подойти. Володя поспорил с приятелями, что его пёс не тронет. Пролез в щель в заборе. Дог грозно зарычал и уже двинулся к мальчику, но Володя посмотрел ему в глаза, увидел, какое отчаяние в них плескалось и пожалел животное. Пёс стал ему другом. Володя и представить себе тогда не мог, скольких еще четвероногих друзей подарит ему судьба.
История фамилии уходит корнями в XVI веку, во времена первых Романовых. Среди Дуровых были и царедворцы, и военные. Вопреки распространенному мнению, Дуровы ведут свой род не от легендарной кавалерист-девицы Надежды Андреевны, героя Отечественной войны 1812 года, единственный сын которой умер, не оставив наследников, а от её брата Василия, отмеченного не подвигами, а многочисленным семейством и весьма запутанными фамильными связями.
Леонид Дуров служил по полицейскому ведомству, семейство тоже имел немалое, но поставить на ноги сыновей и дочек родители не успел – скончались один за другим, когда старшенькому, Володе, было всего пять лет. Детей разобрали родственники.
Володю и Толю взял по воспитание из крёстный – адвокат Николай Захаров. Чтобы избавиться себя от хлопот, он отдал мальчиков в военное учебное заведение, но подчиняться бессмысленной муштре братья не собирались. Прогуливая занятия, они отправлялись в цирковые балаганы, которые часто разбивали на Девичьем поле. По семейной легенде мальчишки все свои карманные деньги отдавали за обучение акробатике у одного из артистов знаменитого цирка Альберта Саламонского. Учениками они оказались способными и в один прекрасный день Володя вошел в класс, где шел экзамен по закону Божьему, на руках. Другого способа избавить себя от военной карьеры он не нашел. От гнева крёстного они сбежали в Тверь, где тогда давал представления бродячий цирк Ринальдо. Несколько раз братья порывались вернуться в Москву, но после очередного неласкового приёма, убегали обратно. Цирк стал их призванием. Дуровы быстро освоили самые разные цирковые профессии, но оба были слишком яркими и неординарными натурами, чтобы не стать соперниками на выбранном поприще. И хотя Владимира больше влекло к дрессуре, а Анатолия к сатирической клоунаде, отношения между ними испортились быстро и бесповоротно. Работа с животными стала для Владимира Леонидовича делом жизни. он мог найти «общий язык» и с гусем, и со свиньей, и со слоном. Его первую любимицу звали Каштанкой. Чехов, не раз бывавший на представлениях Дурова, однажды прошел к нему за кулисы и, пообщавшись с маленькой артисткой, «вынес» из этого визита идею одного из самых известных своих рассказов.
Владимир Дуров вошел в историю мирового цирка как первый дрессировщик, который отказался от хлыстов и палок. Дог, с которым он подружился в детстве, «подсказал» ему – животным тоже нужна любовь. Владимир Леонидович всерьёз занялся изучением работ выдающихся учёных-физиологов Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова. Дуров произвёл настоящую революцию в дрессуре. До него укротители наказывали животных за малейшее неповиновение, а Владимир Леонидович наоборот, за каждый, самый маленький успех, поощрял.
В 1908 году Владимир Леонидович решает осесть в Москве. Он покупает небольшой особняк на Старой Божедомке – и открывает там театр под названием «Крошка», чтобы показывать на его сцене представления, с которыми он гастролировал по миру. А еще через четыре года рождается тот самый «Уголок дедушки Дурова», которому судьба уготовила долгую и счастливую жизнь. Удивительное название возникло не случайно. «В этом большом доме я хоть и хозяин, – шутливо сетовал Дуров, – а все занято животными, и мне остался один маленький уголок».
В своём доме он обустроил лабораторию, где проводил эксперименты в сфере зоопсихологии, изучая влияние внешней среды на поведение животных. Дуров привлёк к опытам инженера-электрика Бернарда Кажинского, который проверял свою теорию «биологической радиосвязи», изучая электромагнитное излучение мозга животных во время выполнения заданий дрессировщика. Результатами исследования Дурова интересовался известный психиатр Владимир Михайлович Бехтерев и даже пытался интерпретировать их уже в своей лаборатории в Институте мозга.
Самым известным представлением Дурова стала «Железная дорога». Поезд был изготовлен по его заказу на Путиловском заводе и отличался от настоящего только размерами – в топку загружался уголь, пламя нагревало воду в котле и приводило в действие паровой двигатель. К паровозу цеплялись вагоны первого, второго и третьего класса, в которых сидели разные животные, а на задней площадке ехал «безбилетный» заяц. Всего в представлении участвовало около 100 «артистов». Раритетный состав сегодня хранится в музее звериного театра, а маленькие зрители могут посмотреть представление «Мышиной железной дороги», где хвостатых пассажиров катает электровоз.
Известность Дурова спасла его в 1917 году. Революцию Владимир Леонидович принял с воодушевлением. Но реальность быстро охладила его энтузиазм: особняк на Божедомке был реквизирован, семью выселили в гостиницу, а зверей отправили в зоосад. Но животные, привыкшие к жизни совсем в других условиях, начали болеть, а слон Бэби погиб. Дуров долго обивал пороги, пока кто-то не посоветовал обратиться за помощью к наркому просвещения Луначарскому. В 1919 году Анатолий Васильевич дал «Уголку дедушки Дурова» охранную грамоту, как учреждению, имеющему не только культурное, но и научно-просветительское значение. Владимир Леонидович и его питомцы вернулись в родные стены, а вскоре возобновились и представления для детей и научные эксперименты в лаборатории.
Владимира Леонидовича не стало в 1934 году. Похоронная процессия растянулась чуть ли не на километр – проститься с любимым дедушкой Дуровым пришло несколько тысяч его «внучат» всех возрастов. Он хотел, чтобы в последний путь его провожали все его питомцы, но организовать это было практически невозможно, и их «полномочным представителем» стала овчарка Рыжка. «Уголок» возглавила вдова Владимира Леонидовича – Анна Игнатьевна, затем – младшая дочь Анна. Сегодня знаменитым звериным театром руководит правнук выдающегося дрессировщика – Юрий Юрьевич. Династия, основанная Владимиром Леонидовичем, продолжает жить и творить.
Виктория Пешкова